5 июля на Moscow Urban Forum состоялся бизнес-диалог "Пространство для бизнеса. Как привлечь частные инвестиции в общественный транспорт", в рамках которого эксперты обсудили основные моменты ГЧП в городском транспорте и поделились своим опытом. Модератором сессии выступил вице–президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. 

Заместитель директора по вопросам ГЧП Городского агентства инвестиций Артем Барашев рассказал об опыте Москвы в создании объектов городской транспортной инфраструктуры с помощью ГЧП. По его словам, город использует как чистое привлечение инвестиций, так и квази-ГЧП. На июнь 2019 года объем контрактов ГЧП составляет 875 млрд рублей, Москва уже который год находится в лидерах в рейтинге регионов по развитию ГЧП. Барашев отдельно остановился на такой форме привлечения инвестиций, как контракт жизненного цикла (КЖЦ), в частности, по нему осуществляется закупка подвижного состава для метрополитена и электробусов. Частные инвестиции привлекаются и в создание транспортно-пересадочных узлов, отметил Барашев. Сейчас строится 17 ТПУ с объем инвестиций 127 млрд рублей. 

Об иностранном опыте ГЧП рассказали президент и генеральный директор некоммерческого аналитического центра Eno Center for Transportation Роберт Пуэнтес и вице-президент WSP Global Inc. Джеффри Сейдер. Если Пуэнтес в своем выступлении рассматривал городскую инфраструктуру в глобальном виде, то Сейдер, как практик рынка, останавливался именно на особенностях финансирования и структурирования проектов.

Единственным представителем инвесторов на сессии был заместитель руководителя департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал Евгений Трусов, который рассказ об опыте банка в ГЧП, транспортных концессиях, которые преобладают в портфеле ВТБ. Также Трусов указал на ряд необходимых требований, которые способствуют привлечению инвестиций в эту сферу: правовая база, условия для привлечения долгосрочного финансирования, понимание распределения рисков. 

Продолжил бизнес-диалог вице-президент Bartholet Maschinenbau AG Томас Шпигельберг, рассказав о канатных дорогах как городском транспорте и, в частности, о реализуемых компанией проектах. 

Завершающее слово взял исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко, который рассказал о ситуации на рынке ГЧП-проектов в сфере общественного транспорта. "На сегодняшний день в транспортной сфере реализуется 124 проекта, из который половина — 64 проекта — в городском транспорте. Это ТПУ, трамваи, многоуровневые стоянки и другие. Объем частных инвестиций, который приходится на эти проекты, составляет 272 млрд рублей, при этом на 2,5 рубля частных средств приходится лишь 1 бюджетный рубль, средний срок реализации составляет 20 лет", — говорит он.

Примерами ГЧП-проектов в городском транспорте, как следует из его презентации, являются Западный скоростной диаметр (ЗСД), строительство ТПУ и КЖЦ по метровагонам в Москве, трамвай в Санкт-Петербурге и многоуровневая автостоянка на Сахалине. 

Как предполагает Ткаченко, с каждым годом доля объектов городского транспорта по ГЧП будет только расти, потому что инвестору понятно, куда он инвестирует. Отвечая на вопрос, а чем же все-таки нужен частный инвестор, Ткаченко отметил, что частный инвестор воспринимается как обладающий большими компетенциями и опытом управления объектами.