Количество инвестиционных проектов с государственно-частным партнерством в России сильно возросло за последние годы. Особенно эта тенденция наблюдается в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства, где реализуется 2769 таких инвестпроектов с общим объемом привлекаемых средств в 721,6 млрд руб. Причем 670 млрд руб. из них составляют деньги именно частных инвесторов. Однако, судя по всему, отрасль пока не готова предложить частным организациям рыночных механизмов возврата вложенных средств. А значит, окупаемость проектов полностью ложится либо на плечи потребителей, либо на бюджет.

Как следует из аналитического отчета "ВЭБа" и платформы поддержки инфраструктурных проектов "РОСИНФРА" (документ есть в распоряжении Накануне.RU), в разрезе федеральных округов наиболее привлекательно для частных инвесторов выглядел Приволжский федеральный округ, где было реализовано 809 государственно-частных инвестпроектов. Следом за ним идет Центральный федеральный округ – 480 проектов, Сибирский федеральный округ – 454, Дальневосточный федеральный округ – 391, и Уральский федеральный округ – 270. Замыкают рейтинг Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. При этом УрФО оказался среди лидеров по объему привлеченных инвестиций, что говорит о реализации крупных, финансово-емких инвестпроектов на Урале. Всего инвесторы вложили 97 млрд руб. в коммунально-энергетическую инфраструктуру. Среди основных регионов, где реализуются самые масштабные проекты, аналитики выделяют ХМАО-Югру, а также Тюменскую и Свердловскую области.

"С учетом завершенных проектов история рынка насчитывает свыше 3,5 тыс. проектов с совокупным общим объемом инвестиций более 750 млрд руб., включая 700 млрд руб. внебюджетных. При этом на перспективу до 2024 года на рынок окажут влияние приоритетные направления, сформулированные в рамках таких национальных проектов, как "Экология", "Жилье и городская среда", а также "Цифровая экономика". В рамках указанных национальных проектов на развитие инфраструктуры может быть выделено до 2 трлн руб. По количеству реализуемых проектов рынок ГЧП в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства формируют такие отрасли как теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. На них приходится почти 2,5 тыс. из 2,8 тыс. реализуемых проектов. Объем внебюджетных инвестиций в этих отраслях составляет 420 млрд руб.", – говорится в отчете ВЭБа.

Среди наиболее активных инвесторов в сфере теплоснабжения эксперты называют "Концессии водоснабжения", "Росводоканал", "Российские коммунальные системы" и УК "Лидер". В тепле лидерами стали "Т Плюс", "Квадра" и "СУЭНКО". А "Хартия", "Управление отходами" и "ЭкоЛайн" инвестировали больше всего в сфере обращения с ТКО.

Как отмечают аналитики, основной формой государственно-частного партнерство в коммунально-энергетической отрасли является концессионное соглашение. Большинство из перечисленных компаний уже реализуют масштабные проекты на территории регионов УрФО.

Так, например, одним из наиболее крупных проектов стала концессия систем холодного водоснабжения и водоотведения в Тюмени и Тюменском районе, заключенная с "Росводоканалом" (входит в "Альфа-Групп"). Региональные власти подписали два соглашения в 2017 и 2019 годах на 23 и 4,8 млрд руб. соответственно. Еще один крупный проект реализуется в Березовском Свердловской области, где сети теплоснабжения передали ПАО "Т Плюс" Виктора Вексельберга. За 20 лет компания должна будет вложить 450 млн руб. Отметим, что всего на Среднем Урале реализуется более 30 концессионных соглашений с общим объемом финансирования около 6 млрд руб. В управление концессионеров переданы объекты коммунального хозяйства Заречного и Камышлова, Верхней Пышмы и Арамили, Богдановича и Нижнего Тагила, Полевского, Каменска-Уральского, Серова и других территорий области.

Также крупное концессионное соглашение было подписано в отношении тепловых сетей Нижневартовска в Югре, которые передали в ООО "Корпорация СТС". Причем, если в предыдущих примерах возврат инвестиций обеспечивался преимущественно за счет бюджета, то здесь местные власти пошли на существенное увеличение тарифа. Аналогичные переговоры компания сейчас ведет с властями Сургута, куда планирует инвестировать порядка 5 млрд руб. Однако их возврат, вероятнее всего, также придется оплатить рядовым потребителям.

Уточним, механизм концессии предполагает, что инвестор вкладывает в развитие инфраструктуры, однако сами объекты остаются в собственности муниципалитета. После истечения периода инвестирования начинается срок возврата капитальных вложений, за который концессионер возвращает вложенные средства и получает коммерческую прибыль. В качестве источников финансирования таких проектов предусмотрен либо тариф, либо плата концендента, то есть бюджета.

Как отмечают эксперты, в любом случае возврат инвестиций концессионеру ложится на рядовых потребителей. Они оплачивают модернизацию либо напрямую в тарифе, либо как налогоплательщики в бюджете. Сами же муниципалитеты стремятся передавать таким инвесторам неэффективные муниципальные предприятия, так как у них зачастую не хватает ресурсов для их содержания. Судя по всему, переход на концессии подтолкнет и принятый на днях в окончательном чтении законопроект о ликвидации ГУПом и МУПов, которые нередко работают и в коммунальной сфере, эту реформу предложено осуществить к 2025 году.

Источник: Накануне