В ходе своего выступления в Госдуме в среду премьер-министр Михаил Мишустин отметил, насколько важно запустить новый инвестиционный цикл и добиться улучшения делового климата. В качестве одного из драйверов восстановления и последующего роста экономики правительство РФ видит инфраструктурные стройки, причем как крупные федеральные, так и региональные. Генеральный директор Национального Центра ГЧП Павел Селезнев в авторской колонке для портала «Будущее России. Национальные проекты» рассказал, что нужно для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру, о роли институтов развития и цифровой трансформации. 

В своем первом отчете о работе правительства в Госдуме премьер-министр Михаил Мишустин акцентировал внимание на развитии транспортной инфраструктуры, которая простимулирует рост экономики страны и повысит инвестиционную привлекательность регионов. В частности, он отметил важность реализации наиболее крупных инфраструктурных проектов, таких как расширение БАМа и Транссиба, завершение ЦКАД и строительство международного транспортного маршрута Европа - Западный Китай, развитие Северного морского пути, а также общее повышение транспортной связанности регионов. 

Реализация мега-строек даст значительный эффект для всей страны, но не менее важно развивать региональную инфраструктуру, от которой зависит не только экономика, но и уровень жизни населения на местах, повышение которого заложено в национальных целях. С учетом того, что пандемия коронавируса и оказываемые населению и бизнесу меры поддержки сократили возможности госбюджета, для реализации поставленных задач правительству необходимо привлекать частные инвестиции. 

Глава правительства обозначил три ключевых направления работы для улучшения инвестиционного климата: разработка комплексного механизма поддержки крупных инвестпроектов, создание стабильных и понятных правил игры и перезапуск институтов развития. 

В качестве одного из основных инструментов привлечения денег в инфраструктуру премьер назвал соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Однако нужно учесть, что первоначально закон разрабатывался с фокусом на промышленность и, как следствие, рассматривает создание инфраструктуры скорее, как сопутствующее условие, а не цель. Более того, для небольших региональных и муниципальных проектов данный механизм не применим. Поэтому в реализации таких инфраструктурных проектов, как, например, развитие региональных автодорог и аэропортов, модернизация городских коммунальных сетей, обновление системы общественного транспорта, создание объектов социальной инфраструктуры, наиболее эффективными являются механизмы концессии и государственно-частного партнерства (ГЧП). Причем ГЧП хорошо работает как в мега-проектах, так и на уровне регионов и муниципалитетов. 

Второй важный тезис главы правительства - в том, что для привлечения инвестиций нужны понятные и стабильные правила. Если мы говорим о рынке инфраструктуры и о ГЧП как механизме для привлечения инвестиций, то ключевым инструментом для повышения эффективности этого механизма является законопроект с комплексными поправками в законодательство о ГЧП (закон о концессионных соглашениях и закон о ГЧП/МЧП), разработанный Минэкономразвития и представленный на обсуждение экспертному сообществу. 

Речь идет о конкретизации форм бюджетного участия, введении института особых обстоятельств, компенсации расходов на подготовку частной концессионной инициативы, проведении онлайн-торгов и других моментах. Ряд положений законопроекта, конечно, требует доработки, но в целом рынку очень необходимо принятие таких поправок. И хорошо было бы учесть в итоговом документе возможность для властей заключать соглашения сразу с несколькими партнерами, включение механизмов гарантированной закупки услуг для госнужд. 

Третий важный тезис по улучшению инвестиционного климата, который обозначил премьер, - это роль институтов развития в этом процессе. В мае стало очевидно, что пандемия даст негативный эффект при запуске новых инфраструктурных проектов в регионах. По нашим подсчетам, в зоне риска на тот момент оказались порядка 400 планируемых к запуску проектов. Немалую роль в этом сыграло то, что подготовка таких проектов требует существенных временных и финансовых затрат со стороны регионов. А когда все силы были направлены на борьбу с пандемией и выросли бюджетные ограничения, всё что оставалось регионам - это отложить запуск на будущее. 

Но в кризис реализация инфраструктурных проектов актуальна как никогда и наоборот способствует росту ВВП за счет развития инфраструктуры, создающей возможности для дальнейшего роста экономики, появления новых рабочих мест, повышения качества услуг, оказываемых населению. И не стоит забывать, что в рамках нацпроектов перед регионами и муниципалитетами стоят конкретные задачи по развитию общественной инфраструктуры. Опираясь на эти факторы, ВЭБ.РФ совместно с Центром ГЧП запустили антикризисную программу поддержки инфраструктурных проектов в регионах. Мы выбрали 40 пилотных регионов, запросили у них планируемые проекты, находящиеся в стадии разработки, провели экспертизу, параллельно организовав базовое обучение региональных проектных команд. Сейчас выходим на определение наиболее перспективных проектов, которым будет оказано содействие в структурировании и привлечении финансирования, в том числе со стороны ВЭБ.РФ. 

Принципиально новые возможности для такой работы открывает цифровая трансформация, которой премьер также уделил особое внимание. На запущенной Национальным Центром ГЧП совместно с ВЭБ.РФ цифровой платформе «РОСИНФРА» агрегируются инвестиционные предложения по развитию инфраструктуры со всех регионов России. Платформа позволяет органам власти быстрее и эффективнее сообщать потенциальным инвесторам о своих перспективных проектах. Помимо этого, внедряется функционал по работе над проектом непосредственно в цифровой среде - проведение экспертизы, привлечение профильных экспертов и финансирующих организаций в онлайн-формате, обучение проектных команд и многое другое. По сути, это цифровой проектный офис для работы с инфраструктурными проектами как для представителей органов власти, так и для бизнеса. А ускорение работы над проектами и повышение их качества в конечном итоге позволяет быстрее строить современные дороги, больницы, школы и другие инфраструктурные объекты.

Источник: портал «Будущее России. Национальные проекты»