В России растет интерес к созданию инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП): инвестиции в этой сфере выросли вдвое с начала 2023 года. Запрос бизнеса и региональных властей меняется в сторону строительства более крупных объектов, следует из данных ДОМ.РФ и Национального Центра ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ).
С января по июнь текущего года, согласно информации платформы «Росинфра», с помощью механизмов государственно-частного партнерства было запущено 74 инфраструктурных проекта. При снижении в два раза числа запущенных за тот же период прошлого года проектов общий объем инвестиций в совместное с государством развитие инфраструктуры практически удвоился — с 218 млрд руб. в первой половине 2022 года до 445,7 млрд руб. в первой половине 2023 года. Двукратный рост инвестиций связан в том числе с запуском масштабных комплексных проектов.
«Почти 70% проектов, для которых с начала 2023 года одобрено применение инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ, будут реализованы на принципах ГЧП. На уровне одобренных проектов их доля достигает 75%. Эти цифры еще раз подтверждают, что партнерство государства и бизнеса сегодня остается важным условием инфраструктурного развития и при этом позволяет воплотить в жизнь наиболее масштабные задумки»,— подчеркнул директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков.
Чаще всего на принципах государственно-частного партнерства сегодня строится социальная и инженерная инфраструктура. В частности, на такие объекты приходится около 70% ГЧП-портфеля ДОМ.РФ. При этом, как свидетельствуют данные платформы «Росинфра», в 2023 году проекты в коммунальной сфере уступили лидерство социальным объектам — как по числу, так и по объему инвестиций. В социальной сфере с января по июнь текущего года было запущено 44 проекта на 236,1 млрд руб. (46 проектов на 65 млрд руб. в аналогичном периоде 2022 года), в сфере ЖКХ — 19 проектов на 76,6 млрд руб. (85 проектов на 29,3 млрд руб. в первой половине 2022 года).
«В последнее время мы видим активный запрос на создание объектов социальной инфраструктуры на принципах ГЧП. Это обусловлено в первую очередь возможностью привлекать финансирование в рамках госпрограмм и инструментов институтов развития. Инфраструктурные облигации ДОМ.РФ уже зарекомендовали себя как эффективный способ привлечения средств на возведение инженерной и социальной инфраструктуры для жилых кварталов. На примере реальных проектов на Дальнем Востоке мы увидели, что при правильном структурировании проекта использование механизма концессии и привлечение финансирования ДОМ.РФ позволяет в сжатые сроки построить необходимые для функционирования жилых кварталов объекты»,— отметил генеральный директор Национального Центра ГЧП Павел Селезнев.