Национальный Центр ГЧП подсчитал, что из-за замедления экономики и ослабления рубля потери этой отрасли до конца года могут составить 47 млрд руб. На фоне других проблем в экономике ситуация с ГЧП-проектами критической пока не выглядит, однако эксперты центра в соответствии с общим трендом на запрашивание помощи у государства все же предлагают поддержать инвесторов налоговыми льготами и послаблениями по кредитам. 

Возможные потери сферы ГЧП от эпидемии коронавируса в России в этом году оценены в 47 млрд руб.— исходя из риска повышения капитальных затрат инвесторов, роста курса валют и недополучения выручки на эксплуатационной стадии по причине снижения платежеспособного спроса. По оценкам экспертов Национального центра ГЧП, в группе риска сейчас оказались 360 реализуемых проектов. Наибольшими потерями могут обернуться проекты в сфере ЖКХ — 28,4 млрд руб. на 130 проектов (при этом стоимость их реализации может увеличиться на 24,6 млрд руб.) и на транспорте — по 53 проектам убытки могут составить 18,2 млрд руб., удорожание — 40,9 млрд. 

Для поддержки проектов эксперты предлагают смягчить порядок изменения условий концессионных соглашений.

В частности, расширить перечень оснований для согласования изменений антимонопольной службой, включив в него снижение курса рубля более чем на 15% в течение определенного периода времени и сокращение собираемости платежей по независящим от концессионера причинам. Среди других предложений — налоговые послабления, предоставление трансфертов из федерального бюджета на софинансирование новых региональных и муниципальных проектов. Также предложено ввести кредитные каникулы и льготные программы кредитования для стимулирования запуска новых проектов. 

Отметим, что на общем фоне заявленные потери ГЧП-проектов не выглядят критичными — в действительно пострадавших отраслях суммы значительно большие. Например, по данным Ростуризма, российская индустрия туризма несет убытки в объеме не менее $4 млрд ежеквартально. 

Как показала недавняя онлайн-дискуссия «Кризис и инфраструктура: стоит ли сокращать расходы на инфраструктурные проекты», пока ситуация на рынке ГЧП выглядит относительно стабильной. К примеру, замглавы минэкономики Самарской области Олег Майоров сообщил, что начатые проекты ГЧП пока не свернуты, проблемы по большей части есть на прединвестиционной стадии: инвесторы введенными из-за коронавируса ограничениями пытаются обосновать невозможность выполнения условий концессионного соглашения. Проекты, заявленные накануне введения ограничений, можно считать отложенными — конкурсы по ним пришлось продлить. Сами инвесторы основные риски пока видят в возможном удорожании материалов и в повышении стоимости кредитов — так, заместитель гендиректора по финансовому развитию и управлению инвестпроектами ДСК «Автобан» Денис Анисимов сообщил, что по одному из «крупных проектов получили ходатайство об увеличении стоимости заемных денег, несмотря на снижение ставки рефинансирования». 

Насколько реализуемы предложенные экспертами меры, пока судить сложно. В Минфине на запрос “Ъ” не ответили. Напомним, по состоянию на конец 2019 года объем рисков, уже принятых на себя бюджетной системой по соглашениям о ГЧП и концессиях, уже оценивался ведомством в огромную сумму — 3 трлн руб. Из-за отсутствия реестра забалансовых обязательств ГЧП уже становилось предметом спора в рамках подготовки законопроекта о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений (см. “Ъ” от 23 декабря 2019 года). Дальнейшая судьба этого механизма будет решаться осенью.

Источник: Коммерсант