Минэкономразвития России совместно с Национальным Центром ГЧП (группа ВЭБ.РФ) провели семинар с регионами, в рамках которого обсудили изменения в Постановление Правительства № 1704, которым утверждены Правила определения новых инвестиционных проектов (НИП), в целях реализации которых средства, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ по бюджетным кредитам, могут быть направлены на объекты инфраструктуры.

Как отметил замдиректора Департамента регионального развития Минэкономразвития Владимир Зверков, в прошлом году было принято Постановление №1704, регулирующее НИПы, однако на сегодняшний момент есть вопросы по применению в рамках него механизмов ГЧП. Текущая редакция документа предполагает использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации НИПов только в части дорожных концессий и ГЧП-проектов в дорожном хозяйстве. При этом Владимир Зверков напомнил, что основная задача постановления – это уменьшение госдолга регионов за счет привлечения внебюджетных инвестиций и генерации дополнительных налоговых начислений.

В Национальном Центре ГЧП считают, что необходимо расширить перечень отраслей НИПов для применения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП (СГЧП/СМЧП), а также предоставить возможность использовать ГЧП для создания объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестпроектов.

«Текущий вариант постановления применим только к двум реализуемым проектам ГЧП: строительству обхода Тольятти в Самарской области и мосту через Калининградский залив, но принципиально не влияет на возможность их реализации. В случае расширения постановления на все отрасли 115-ФЗ и 224-ФЗ и на муниципальный уровень потенциально под него попадают уже 37 реализуемых проектов на 50 млрд руб. Таким образом внесение поправок существенно поддержит региональные проекты», - подчеркнул исполнительный директор Центра ГЧП Максим Ткаченко.

Национальным Центром ГЧП совместно с регионами предложено пять ключевых изменений в текущий документ. Во-первых, прямо указать, что высвобождаемые средства могут направляться на реализацию НИПов при условии их реализации на основе концессии или СГЧП/СМЧП. При этом необходимо расширить сферы таких проектов, то есть отнести к НИП все проекты ГЧП. Во-вторых, необходимо включить в перечень объектов инфраструктуры социальную сферу (школы, детские сады, больницы) и объекты благоустройства. В-третьих, указать, что объекты инфраструктуры могут создаваться на основании концессий и СГЧП/СМЧП.

Также важно предусмотреть, что высвобождаемые средства могут направляться в форме бюджетных инвестиций или субсидий, межбюджетных трансфертов. Кроме этого, необходимо скорректировать критерии отбора для НИПов, которые реализуются в рамках концессий и СГЧП/СМЧП. Речь идет о том, чтобы вместо соглашения о намерениях
в составе заявки могут предоставляться иные документы, предусмотренные в рамках этих механизмов – заключенные концессионные соглашения или соглашения о ГЧП/МЧП, решения о заключении или решения о возможности заключения и другие.

Присутствующие на совещании представители регионов поддержали предлагаемые изменения и отметили ряд наиболее необходимых поправок. В частности, речь идет о включении социальной сферы как в сам перечень НИПов, так и в число объектов инфраструктуры, необходимых для их реализации.

По итогам дискуссии Владимир Зверков попросил присутствующих направить предложения субъектов для дальнейшей работы. По его словам, проект поправок планируется сформировать в ближайшее время, и уже к сентябрю они могут быть приняты.