10 июля 2024 года Государственной Думой принят широко обсуждаемый в ГЧП-сообществе закон, которым устанавливаются ограничения для регионов и муниципалитетов на выплаты по проектам ГЧП. Как сообщает парламентская газета, Совет Федерации также единогласно поддержал изменения в Бюджетный кодекс РФ.

Итоговый текст закона изменился по сравнению с редакцией, рассмотренной в первом чтении.

10% ограничение расходов бюджета субъекта РФ / местного бюджета на концессии, СГЧП (СМЧП) и договоры финансовой аренды (лизинга) будет распространяться только на регионы и муниципалитеты, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Ранее предполагалось, что такое ограничение будет распространяться на любые регионы и муниципалитеты.

Для концессий уточнили вид финансовых обязательств концедента, на которые распространяется данное ограничение, – теперь не только плата концедента, но и капитальный грант.

В части СГЧП (СМЧП) формулировка осталась неизменной и все еще может быть истолкована неоднозначно: под обязательства перед частным партнером потенциально попадают как прямые, так и безусловные финансовые обязательства публичного партнера.

Что делать, если на очередной финансовый год и плановый период объем расходов все-таки превысил 10% утвержденного общего годового объема доходов соответствующего бюджета (без учета отдельных установленных законом платежей)?

Регион / муниципалитет вправе осуществлять только принятые до 1 января очередного года обязательства по ГЧП-проектам и обязательства по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). В этом случае принятие новых соответствующих обязательств невозможно.

При определении размера доходов бюджета будут учитываться также безвозмездные поступления от публично-правовой компании «Фонд развития территорий».

Уточнили и положения про ограничение объема государственного (муниципального) долга субъекта РФ (муниципального образования) с учетом общего объема обязательств, возникающих по ГЧП-проектам и договорам финансовой аренды (лизинга). Теперь для концессий учитывается не только плата концедента, но и капитальный грант. Для СГЧП (СМЧП) в принятой редакции не конкретизирован вид финансовых обязательств публичного партнера, ранее – учитывалось только софинансирование затрат на создание и эксплуатацию.

Порядок расчета обязательств регионов / муниципалитетов по концессиям, СГЧП (СМЧП) и договорам финансовой аренды (лизинга) установит Правительство РФ.

Поправки коснулись также 115-ФЗ и 224-ФЗ: сведения об указанных ранее обязательствах будут включаться в реестры обязательств, возникающих при исполнении КС и СГЧП (СМЧП). Реестры будут размещаться Минфином России.

Принятые поправки не будут распространяться на уже заключенные соглашения, как предлагалось ранее. Изменения коснутся соглашений, заключенных с 1 января 2025 года.

Ожидаем подписание закона и его вступление в силу.