В будущем году рынок ГЧП может вырасти в 2,5-3 раза по количеству заключенных концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП, что позволит привлечь в 2-2,5 раза больше инвестиций в инфраструктуру по сравнению с 2021 годом. Такой прогноз представлен в аналитическом обзоре, подготовленном Национальным Центром ГЧП по итогам уходящего года.

В 2021 году рынок ГЧП-проектов постепенно восстанавливался после первых волн пандемии. Особенно стабильный рост наблюдается в социальной сфере и городской инфраструктуре. Как отмечается в обзоре, это стало возможным, в первую очередь, благодаря появлению специальных механизмов поддержки: «дальневосточной концессии», «инфраструктурных кредитов», облигаций ДОМ.РФ, программному подходу ВЭБ.РФ к развитию инфраструктуры в городах, программам строительства школ и кампусов и др. В результате в 2021 году было объявлено на 33% больше концессионных и ГЧП-конкурсов, чем в 2020 году. Продолжает расти и объём привлекаемых в проекты инвестиций: 396,7 млрд рублей в 2021 году против 363,9 млрд рублей в 2020 году.

Однако крупных и средних ГЧП-проектов, по которым в итоге были подписаны соглашения, в этом году было на 38% меньше, чем в прошлом, что даёт повод констатировать, что в количественных показателях ГЧП-рынок в России продолжает стагнировать. Кроме того, к приостановке ряда проектов привело удорожание строительных материалов и общее повышение цен.

В 2021 году продолжилась адаптация в России принципов качественных инфраструктурных инвестиций. В рамках этого направления проходила пилотная апробация IRIIS — системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов, разработанной ВЭБ.РФ совместно с Национальным Центром ГЧП и компанией AECOM. В 2021 году сертификацию прошли три проекта. Ожидается, что в наступающем году тренд на качественные инфраструктурные инвестиции усилится и ещё ряд проектов пройдут оценку по системе IRIIS.

Ряд важных сервисов был запущен на платформе «РОСИНФРА». Один из них — цифровой проектный офис, который позволяет упростить и автоматизировать процесс подготовки проектов и привлечения финансирования в их реализацию. Его функционал представляет собой оцифровку реального бизнес-процесса в соответствии с отраслевой спецификой проектов ГЧП, что позволяет сократить сроки и нивелировать риски при запуске новой инициативы. Также на платформе «РОСИНФРА» запущен функционал, позволяющий подготовить полный комплект правовой, финансовой и строительной документации для подачи заявки в Минпросвещения с целью получения «демографической субсидии». В 2022 году с регионами будет проводиться пилотирование платформы «РОСИНФРА» как системы управления проектами – от идеи до реализации при методической̆ поддержки Национального Центра ГЧП.

Полный текст Аналитического обзора