Летом 2023 года был принят Федеральный закон от 10.07.2023 № 296-ФЗ, которым были внесены комплексные изменения в законодательство о ГЧП и концессиях. Большая часть положений вступила в силу с 01.10.2023. Некоторые формулировки переходных положений закона вызвали вопросы у участников рынка. 

В связи с этим Национальный Центр ГЧП запросил разъяснения у Минэкономразвития России:

1) Означает ли положение п. 3 ст. 4 296-ФЗ, что условия КС и СГЧП (СМЧП) и процедура их заключения должны соответствовать правилам, которые действовали на день размещения сообщения о проведении конкурса либо на день направления приглашения принять участие в конкурсе, а не «новым» правилам? 

П. 3 ст. 4 296-ФЗ: конкурсы на право заключения КС или СГЧП (СМЧП), сообщения о проведении которых были размещены на ГИС Торги до 01.10.2023, либо приглашения принять участие в которых были направлены до указанной даты, завершаются по правилам, которые действовали на день размещения таких сообщений либо направления таких приглашений.

Ответ Минэкономразвития России: Да, заключение соглашений, сообщения либо приглашения по которым были размещены либо направлены (соответственно) до 01.10.2023, осуществляется в соответствии с положениями 115-ФЗ и 224-ФЗ, которые действовали на день соответствующих размещения либо направления, включая в том числе процедуру заключения и условия таких соглашений.

2) Означает ли положение п. 4 ст. 4 296-ФЗ, что условия КС и СГЧП (СМЧП) и процедура их заключения должны соответствовать правилам, которые действовали на день размещения предложения о заключении таких соглашений в рамках частной инициативы, а не «новым» правилам?

П. 4 ст. 4 296-ФЗ: заключение КС и СГЧП (СМЧП) по частной инициативе осуществляется по правилам, которые действовали на день размещения предложений о заключении соответствующих соглашений на ГИС Торги, если указанные предложения были размещены до 01.10.2023.

Ответ Минэкономразвития России: Да, заключение соглашений, предложения по которым были размещены до 01.10.2023, осуществляется в соответствии с положениями 115-ФЗ и 224-ФЗ, которые действовали на день размещения предложений, включая в том числе процедуру заключения и условия таких соглашений.

3) Может ли положение п. 4 ст. 4 296-ФЗ об определении применимого законодательства в зависимости от даты публикации на ГИС Торги предложения о заключении СГЧП (СМЧП) применяться по аналогии закона в зависимости от даты публикации решения о реализации проекта ГЧП (МЧП), с учетом того, что 224-ФЗ не предусматривает публикацию предложения о заключении соглашения на ГИС Торги? 

Ответ Минэкономразвития России: после принятия решения о реализации СГЧП (СМЧП) публичный партнер размещает на официальном сайте предложение и решение о реализации соглашения.

Прим. Национального Центра ГЧП: 296-ФЗ предусматривает, что заключение СГЧП (СМЧП) осуществляется по «старым» правилам, если до 01.10.2023 на ГИС Торги размещено именно предложение о заключении СГЧП (СМЧП).  

При этом 224-ФЗ не предусмотрено размещение такого предложения на ГИС Торги. 224-ФЗ требует размещать на ГИС Торги только решение о реализации проекта СГЧП (СМЧП). Предложение о заключении СГЧП (СМЧП) размещается только на официальном сайте уполномоченного органа. Таким образом, правовая неопределенность сохраняется.

4) Какие правила применяются к заключению после 01.10.2023 дополнительных соглашений к КС и СГЧП (СМЧП) в случаях, когда такие соглашения заключены на основании предшествующего законодательства?

Ответ Минэкономразвития России: если соглашение было заключено до вступления в силу 296-ФЗ, внесение изменений и соответственно заключение дополнительного соглашения к такому соглашению следует осуществлять по правилам и в соответствии с нормами 115-ФЗ и 224-ФЗ, которые действовали на дату заключения такого соглашения. 

5) Каким требованиям должны соответствовать банковские гарантии, которые будут предоставляться после 01.01.2024 по тем КС и СГЧП (СМЧП), которые были заключены до 01.01.2024?

Ответ Минэкономразвития России: проект постановления Правительства РФ «О требованиях к банкам и банковским гарантиям, используемым для целей федеральных законов «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» находится в разработке.

Прим. Национального Центра ГЧП: Таким образом, правовая неопределенность сохраняется.

Полный текст ответа Минэкономразвития России.

Подробнее про варианты толкования, а также про иные переходные положения можно прочитать в Обзоре изменений законодательства, подготовленном Национальным Центром ГЧП.