Национальный Центр ГЧП организовал онлайн-встречу «Кризис и инфраструктура: стоит ли сокращать расходы на инфраструктурные проекты». Модератором выступил исполнительный директор центра Максим Ткаченко. Среди участников – представители Сбербанка, ВТБ, ВЭБ.РФ, группы «ВИС», «ДСК «Автобан», ПАО «Квадра», EY, Deloitte, «Качкин и партнеры», InfraONE и другие. Также участие во встрече приняли руководители профильных министерств и ведомств Новосибирской, Самарской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и других субъектов РФ. 

Открывая мероприятие, Максим Ткаченко рассказал об основных тенденциях инфраструктурного рынка ГЧП в условиях кризиса и представил разработанные центром совместно с экспертным сообществом рекомендациями по мерам поддержки отрасли, которые планируется направить в правительство РФ. 

Обсуждение текущих проблем началось с выступлений регионов, которые рассказали о состоянии ГЧП-проектов на местах. Несмотря на кризисные явления и озабоченность участников рынка, ситуация в целом оказалась не столь критичная: проекты продолжают инициироваться и реализовываться, но, конечно, уже есть ряд проблемных моментов (появление обращений по продлению сроков соглашений, сокращение платежей, замедление процессов согласования, продление конкурсов и т.п.). Представители бизнеса тоже пока не видят серьезных затруднений в своих проектах, но предупреждают о возможных рисках (конкуренция за стоимость денег, рост цен на материалы и технику, пересмотр госбюджетов и т.п.). В свою очередь банковские организации уже увидели негативные тренды на рынке, но не собираются отказываться в своей практике от ГЧП, а даже наоборот, предлагают его в качестве антикризисной меры. 

В рамках встречи были озвучены рекомендации частным партнерам по порядку действий в случае приостановки проектов ГЧП из-за пандемии коронавируса и введенных в связи с этим ограничений. Одной из действенных мер для поддержки инфраструктурных проектов в кризис может стать «редизайн» нацпроектов с целью возможности более активно применять для их реализации механизмы государственно-частного партнерства. В частности, предлагается дать возможность регионам направлять межбюджетные трансферты из федерального бюджета на ГЧП-проекты. Кроме этого, в качестве источников софинансирования участники рынка предлагают ОФЗ и «вечные бонды» (бессрочные облигации, которые в основном используются банками). Хорошую поддержку инфраструктурным проектам окажут и налоговые послабления, в частности, упрощение возврата НДС по капгранту, ускоренная амортизация объектов соглашений и другие. 

По итогам мероприятия рекомендации по поддержке инфраструктурного рынка будут доработаны с учетом высказанных комментариев.