28 апреля во Владимире стартовал двухдневный форсайт «Инфраструктура образования: ГЧП как фактор ключевых изменений», организованный ВЭБ.РФ, группой компаний «ПроШкола» и Национальным Центром ГЧП при поддержке администрации Владимирской области. Участие в форсайте принимают более 80 представителей профильных органов власти из 17 субъектов Российской Федерации.

На протяжении двух дней команды регионов разберут, как наиболее эффективно создавать образовательную инфраструктуру на принципах ГЧП. Участников ждут лекции и мастер-классы, в ходе которых они изучат подходы к строительству школ и объектов детского отдыха с привлечением частных инвестиций, рассмотрят особенности основных этапов подготовки и реализации проектов.

Врио заместителя губернатора Владимирской области Владимир Куимов от лица губернатора региона приветствовал участников форсайта и поблагодарил ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП за его организацию. «Мы сами сейчас работаем над увеличением школьных мест в регионе. Так, во Владимире планируется построить первую школу в рамках концессии. Уверен, что по итогам двух образовательных дней участники получат знания, необходимые для наиболее эффективной подготовки концессионных проектов», - заключил Куимов.

Открывая форсайт, исполнительный директор Бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральный директор группы компаний «ПроШкола» Алиса Денисова отметила, что еще несколько лет назад механизмы ГЧП редко использовались для создания объектов образования. «Минпросвещения сделало ряд значимых шагов в эту сторону, запустив меры федеральной поддержки и создав благоприятные условия для участников рынка, что сделало возможным заключение большого количества концессионных соглашений в сфере образования», - подчеркнула Денисова.

По госпрограмме «Развитие образования» Минпросвещения России одобрило предоставление федеральных субсидий на создание 440 школ в 70 субъектах РФ, из них в рамках концессионных соглашений будут возведены 145 образовательных учреждений общей мощностью свыше 140 тыс. мест.

«Концессия фактически для нас является таким механизмом инфраструктурной ипотеки, позволяющим намного быстрее запускать объекты, которые классическим путем мы могли бы получить через 6-7 лет. <…> По результатам первых двух этапов отбора уже идет активное строительство, свыше 20 концессионных школ будет введено уже в этом году. В ближайшее время ожидается, что Правительством Российской Федерации будет одобрено распределение субсидий на проекты третьего этапа. Механизм показывает свою работоспособность, уже сложился определенный рынок концессионеров и инвесторов, установлены понятные правила игры. Мы видим перспективы для использования концессионного механизма и на других уровнях, например, для создания объектов детского отдыха», - сообщил заместитель министра просвещения России Андрей Николаев.

Первый заместитель министра строительства и ЖКХ Александр Ломакин напомнил, что в комплекс антикризисных мер, запущенных правительством, вошло более 30 системных решений по поддержке строительства и ЖКХ, в их числе ускорение инвестиционно-строительного цикла, компенсации удорожания госконтрактов, возможность изменения их условий и другие. «Сегодня мы вынуждены работать в условиях существенного удорожания стройматериалов и спецтехники. Вместе с Минпромторгом и антимонопольной службы мы разбираем такие случае и видим, что часто повышение носит спекулятивный характер. Минстрой с Минпромторгом прорабатывают возможные варианты импортозамещения. Для стабилизации цен предлагается ввести предельную стоимость материалов и оборудования», - рассказал Ломакин, добавив, что министерство работает в этом направлении.

В рамках первого дня форсайта группа компаний «ПроШкола» подписала с рядом регионов и муниципальных образований планы работ по заключению концессионных соглашений на строительство девяти школ в общей сложности практически на 10 000 учебных мест: по одной школе будет создано во Владимире, Армавире, Анапе и Туле, еще четыре школы построят в Белгородской области. Подписанные документы содержат план необходимых мероприятий с контрольными сроками, ответственными и ожидаемыми результатами.