Исполнительный директор Национального центра ГЧП на примере запущенной в прошлом году платформы «Росинфра» рассказал порталу «Будущее России. Национальные проекты», как цифровые сервисы помогают в подготовке инвестиционных проектов и привлечении частных инвестиций в инфраструктуру.

Одной из национальных целей России на предстоящее десятилетие является цифровая трансформация во всех сферах жизни, напомнил в четверг президент РФ Владимир Путин, выступая на форуме «ВТБ капитала» «Россия зовет!». По его словам, трансформация должна дать российской экономике серьезный импульс к росту, в том числе за счет новых возможностей взаимодействия между людьми, бизнесом и государством. При этом важнейшим фактором роста экономики и улучшения качества жизни людей должно стать инвестиционное развитие и реализация инфраструктурных и других проектов. Но для этого надо шире вовлекать как бизнес, так и инвесторов во взаимовыгодные проекты. Как отметил Владимир Путин, серьезным инвестиционным источником является внутренний инвестор, вплоть до розничного.

Как цифровые сервисы помогают в такой сложной, требующей многоплановой квалификации сфере как подготовка инвестиционных проектов и привлечение частных инвестиций в инфраструктуру, специально для портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, рассказал исполнительный директор Национального центра ГЧП (входит в государственную корпорацию развития ВЭБ.РФ) Максим Ткаченко на примере запущенной в прошлом году платформы «Росинфра».

Триллионы на развитие

В рамках запуска нового инвестиционного цикла президент поставил правительству задачу выйти на ежегодные темпы прироста инвестиций не ниже 5–7%. В результате реальный рост инвестиций в основной капитал в РФ к 2030 году должен составить 70% к показателю 2020 года. Основная ставка делается на новый механизм СЗПК (соглашение о защите прямых капиталовложений), который пока полноценно не запущен. Но правительство ожидает заключения порядка 20 соглашений о крупных индустриальных проектах на сумму более 900 млрд рублей уже в этом году и не менее 1 тыс. соглашений на 14,1 трлн рублей к 2024 году.

Впрочем, уже существующий механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), в том числе концессионных соглашений, при правильном подходе способен дать треть необходимых инвестиций. Напомню, что в проектах ГЧП инвестор создает или реконструирует объекты государственной инфраструктуры, окупая свои инвестиции за счет технической эксплуатации или оказания услуг с использованием этих объектов вдолгую. Как правило, механизмы ГЧП применяются для развития социально значимой инфраструктуры. Поэтому каждый рубль, вложенный в такой проект, дает в разы больший мультипликативный эффект для экономики, чем рубль, вложенный в классические индустриальные инвестпроекты. Таким образом, делая основной упор на ГЧП, правительство могло бы решить три задачи: нарастить объем частных инвестиций в экономику, развить инфраструктуру и достичь заложенных президентом национальных целей.

Нехватка компетенций

Однако, чтобы подготовить проект ГЧП и довести его до реализации, часто приходится потратить много времени и сил. Процесс сейчас занимает в среднем год-полтора, а в отдельных случаях от стадии идеи до запуска проекта могут пройти годы. Дело в том, что партнерские проекты с инвесторами априори сложнее, чем осуществление прямых бюджетных расходов, например в рамках госзаказа. От госсектора требуются несвойственные ему компетенции по поиску ресурсов и потенциальных интересантов на начальных стадиях проектов, по межведомственной координации не в рамках прямого подчинения, по привлечению профильных экспертов. Нередко мы наблюдаем сложности в самой коммуникации между участниками рынка: потенциальные партнеры мыслят разными категориями и говорят на разных языках.

Из-за отсутствия единого подхода регионы используют разные инструменты для презентации своих предложений потенциальным инвесторам. В одних случаях мы видим полноценные инвестиционные порталы, в других — лишь скудную информацию на официальных сайтах органов власти. При этом в большинстве случаев информация о проектах и объектах носит разрозненный характер.

В результате инвестиционный процесс отнимает много времени, отбивает всякое желание у начинающих игроков в дальнейшем продолжать реализацию государственно-частных проектов.

Проекты уходят в онлайн

На примере платформы «Росинфра», запущенной в прошлом году Национальным центром ГЧП при поддержке ВЭБ.РФ, мы увидели, что вызывающие сложности у участников рынка процессы можно оптимизировать. Основной инструмент — консолидация и перевод в онлайн всех необходимых участникам рынка данных.

Так, до недавнего времени не было единого открытого реестра, куда попадали бы все инициативы, которые предлагается реализовать на основе ГЧП. Сейчас в электронной базе у нас уже около 4 тыс. проектов ГЧП и еще 1400 инициатив, которые регионы и муниципалитеты предлагают частным инвесторам. Причем данные регулярно актуализируются и дополняются самими чиновниками. Кроме того, представители органов власти ведут инвестиционные паспорта своих территорий и размещают там информацию о действующих льготах и субсидиях для инвесторов, нормативно-правовой базе и мерах поддержки проектов.

В результате органы власти и инвесторы получают возможность познакомиться с опытом своих коллег из других регионов, а из всего многообразия выбрать «лучшие практики». Помимо того, в отдельных разделах платформы «Росинфра» собирается актуальная аналитическая и справочная информация о трендах рынка ГЧП, судебной и антимонопольной практиках, а также есть возможность в режиме онлайн получить консультации ведущих экспертов в этих областях.

Но иногда проблема не в том, чтобы найти квалифицированных партнеров, а в том, чтобы повысить уровень вовлеченности представителей органов власти субъектов и муниципалитетов. Поэтому недавно на платформе мы запустили специальный сервис «ГЧП-Академия», где доступны комплексные образовательные программы и отдельные лекции по конкретным вопросам и отраслям.

Цифровой проектный офис

Опираясь на опыт взаимодействия Национального центра ГЧП с органами власти на местах, мы поняли, что регионы и муниципалитеты нуждаются в полноценном акселераторе проектов. Поэтому следующий шаг цифровизации инвестпроцесса — это запуск полноценного цифрового проектного офиса на платформе. В рамках сервиса регионам будет оказываться содействие в формировании концепции, блицоценке и «сборке» проектной инициативы, а также в продвижении проекта на рынке. На выходе органы власти получат качественный проект с заинтересованным инвестором и возможными вариантами финансирования. Фактически мы сможем предложить инвестиционному рынку абсолютно новую концепцию совместной проектной работы, которая позволяет сопроводить сделку от идеи до подписания соглашения и привлечения под него финансирования из различных источников.

Сейчас платформой уже пользуются порядка 6 тыс. участников рынка, более 60 субъектов РФ подключены к сервисам, аналитике и образовательным продуктам платформы, а также имеют инвестиционные паспорта своих территорий. Таким образом, с помощью одной цифровой платформы можно оптимизировать инвестиционную работу в сфере инфраструктуры как госорганов, так и инвестирующих организаций. В результате не только временные, но и финансовые затраты на подготовку проектов ГЧП могут сократиться в два-три раза. В итоге внедрение подобных цифровых решений должно способствовать привлечению инвестиций в экономику страны, в том числе для достижения национальных целей.