Участники пленарной сессии Российской недели государственно-частного партнерства оценили значение совместного финансирования инфраструктурных проектов – от дорожных до социальных, определили степень влияния пандемии на бизнес-процессы в регионах, и анонсировали законодательные изменения, которые поддержат инструменты концессии. Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты" проанализировали заявления федеральных и региональных властей, и выяснили, как недостаток государственных средств открывает новые проектные возможности, и в каких новых сферах в ближайшие годы бизнес сможет выступить партнером государства.

Законодательный апгрейд

За последние 15 лет российская практика применения государственно-частного партнерства эволюционировала от инструмента, применявшегося преимущественно при дорожном строительстве, до механизма, который используется и в инфраструктурных, и городских, и социальных проектах. ГЧП - общее название для целого ряда форм совместных проектов государства и частного сектора, при которых инвестор сам вкладывает деньги в проект, необходимый властям, и возвращает потраченные средства, выступая оператором построенного объекта. Отношения регулируются законом о ГЧП. 

Как отмечал в интервью порталу "Будущее России. Национальные проекты" генеральный директор Национального центра ГЧП Павел Селезнев, законодательство меняется вместе с появлением новых форм и отраслей сотрудничества, "поэтому, с одной стороны, мы идем по пути расширения возможностей инструмента, с другой - по пути уточнения функционала". Обновлением профильного закона занимается Минэкономразвития, и уже на этой неделе ведомство планирует внести в кабмин законопроект о концессиях, сказал на форуме замминистра экономического развития РФ Илья Торосов. Документ позволит за 5 лет запустить проекты ГЧП на сумму более 1 трлн рублей, уверен чиновник.

"Какие узкие места мы расширили? Уточнили форму финансирования участия публичной стороны, в том числе теперь предусмотрена возможность полностью возмещать расходы инвестора на создание и эксплуатацию объектов со стороны государства, донастроили конкурсные процедуры, сняли вопросы по стимулированию предпроектной подготовки в рамках частной инициативы", - рассказал он.

Несмотря на то, что за последние 10 лет рынок проектов ГЧП в России уже вырос в 30 раз, Минкономразвития видит возможности для его дальнейшего развития, сравнивая российскую экономику с экономикой стран, также практикующих взаимодействие властей и бизнеса: "На сегодня объем законтрактованных инвестиций по концессионным соглашениям всего 1,6% от ВВП, причем в Великобритании - это 6,6%, в Канаде - 8,1%". 

Участники были едины во мнении, что механизмы ГЧП будут и дальше распространяться на нетрадиционные для них отрасли: на строительство социальных объектов – школ, и детских садов; постепенно внедряться в проекты IT и здравоохранения. Тем не менее, считают власти, в классическом, дорожном и инфраструктурном строительстве все еще не хватает бизнес-участия.

Дорога к промышленности

"Не хватает именно бизнеса в строительстве дорог. Тот объем, который у нас есть - дорог (построенных - прим. ред.) с привлечением концессионера, он ничтожно мал по отношению ко всем объемам строящихся в стране дорог, если сравнивать нас с другими странами в мире", - полагает вице-премьер Марат Хуснуллин. 

Инфраструктура дает импульс для развития производств, говорит губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Он привел в пример ГЧП-проект с участием Российских железных дорог по доведению железнодорожной ветки к особой экономической зоне "Тольятти". Кроме того, что проект поддержит крупнейшего автомобильного производителя в стране, "Автоваз", он позволит построить логистический центр и открыть новые предприятия, уверен он.

Немаловажно и участие государства на принципах софинансирования. Так реализуется другой дорожный проект в Самарской области - обход Тольятти. Здесь со стороны властей есть поддержка Росавтодора, и 67 млрд рублей из общей суммы в 121 млрд рублей выделяется как капитальный грант со стороны государства.

"Вот это безденежье, в хорошем смысле этого слова, ограниченность ресурса, подталкивает на поиск новых решений", - констатирует Азаров.

С ним согласен первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов. "У нас к Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры есть лист ожидания на 924 млрд рублей, где очень много региональных проектов, которые могли бы быть реализованы с применением концессий, СЗПК (соглашений о защите и поощрении капиталовложений), ГЧП (государственно-частного партнерства). Но во всех этих проектах мы упираемся в одно – недостаток объемов средств у регионов по предоставляемому капитальному гранту", - отметил замминистра. Но без капитального гранта проекты практически невозможно реализовать, к примеру, в автодорожной отрасли. Те проекты, которые сейчас есть в листе ожидания, требуют 40-60% бюджетного финансирования. 

Помимо этого, в рамках государственно-частного партнерства необходимо развивать сферу жилищно-коммунального хозяйства, добавил Хуснуллин. По его мнению, особенно это касается восстановления водоканалов и очистных сооружений. Частные инвестиции нужно привлекать и для цифровизации системы управления строительством. Так, по оценке властей, переход на цифровую систему управления и внедрение технологий информационного моделирования в строительстве позволит снизить себестоимость некоторые проектов на 20%.

Эффективность частного управления

Любой проект нужно оценивать с точки зрения эффективности управления, сказал губернатор Удмуртии Александр Бречалов. И вспомнил "классную фразу", произнесенную во время одного из выступлений президентом РФ Владимиром Путиным: "То, что сегодня кажется невозможным, завтра будет неизбежным". Удмуртия, по его словам, серьезно пересмотрела подход к инструментам управления. Множество муниципальных и государственных унитарных предприятий, работавших в регионе, показали свою слабую экономическую эффективность – из 20 млрд выручки, генерируемой ими, прибыль составляла в районе 160-180 тыс рублей. В итоге за 3,5 года 70% этих производств регион "передал в рынок", что позволило сэкономить 800 млн рублей и принесло почти 400 млн рублей за счет налогов.

Если бизнесу удается повышать эффективность таких институтов, уверен он, нужно давать ему такую возможность, что не отменяет исполнения социальных задач государства.  

ГЧП и нацпроекты

Можно использовать инструменты ГЧП и при реализации национальных проектов, полагает Бречалов. Но сейчас этому мешает множество технико-юридических препятствий. Решить задачу можно, используя фондовый принцип – так работает, к примеру, фонд развития моногородов.

"Если это (этот опыт транслировать на нацпроекты- прим. ред.), ГЧП получит серьезный импульс", - уверен губернатор.

Обсуждение этих возможностей стало главной темой стратегической сессии "Новый взгляд на национальные проекты: фокусируемся на частных инвестициях и ГЧП". Участники не только говорили о необходимости привлечения инвесторов в нацпроекты, но и предлагали конкретные механизмы. 

Так, старший вице-президент Агентского блока ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич в качестве примера привел проект по созданию пансионатов для пожилых людей, который не только поможет государству достигнуть стратегических целей, но и будет выгоден для самих предпринимателей с финансовой точки зрения.

"Наши расчеты показывают, что реализация частной инициативы, в том числе по модели ГЧП, помогает выйти на вполне осязаемые и окупаемые проекты. (…) Сегодня в нацпроекте "Демография" в рамках федерального проекта "Старшее поколение" предусмотрены бюджетные ассигнования почти 42 млрд рублей на создание домов престарелых и комплексов для пожилых людей. В случае если мы порядка 1 млрд рублей перебросим на субсидирование процентной ставки, то такой подход позволит привлечь почти 8 млрд частных инвестиций в проекты, и у нас уже сегодня есть такие инвесторы", - отметил Алашкевич.

Другой подход избрали в Минспорте России. "Федпроект ("Спорт – норма жизни" нацпроекта "Демография" - прим. ред.) не предусматривает условий по ГЧП, но мы внесли изменения в нормативку, и со следующего года любой регион, которые претендует на федеральное софинансирование, должен пройти процедуру отбора частного партнера, процедуру конкурса. Только после того, как мы получим подтверждающие документы о том, что эта процедура была проведена, что частный партнер не нашелся, мы рассмотрим вопрос о бюджетном финансировании", - сказал Кадыров. Он уточнил, что это коснется строительства спортобъектов в населенных пунктах, где проживает 30 тысяч человек и более. 

В свою очередь замминистра науки и высшего образования России Наталья Бочарова рассказала, что использование механизма ГЧП поможет не только создать общежития для вузов в рамках нацпроекта "Образование", но и всю сопутствующую инфраструктуру для студентов, включая спортивные залы, пространства для работы и учебы, химчистки и прачечные. По ее словам, совсем скоро к строительству современных университетских кампусов с привлечением частных инвестиций могут приступить в Санкт-Петербурге и Перми, также в планах подобные проекты в Новосибирске и в Томск.

Источник: Будущее России. Национальные проекты