На совещании у первого вице–премьера Антона Силуанова 10 октября планируется обсудить поправки в законодательство о государственно–частном партнерстве, призванные отделить концессии от госзакупок, на чем настаивает ФАС. В России, как и во всем мире, мало полностью окупаемых за счет потребителей концессий. Поэтому государство участвует рублем в проектах, особенно в социально значимых. Где–то больше, где–то меньше, где–то вообще полностью покрывает затраты инвестора. Зато государство получает объекты и социально–экономический эффект. Например, Западный скоростной диаметр — одна из качественно структурированных концессий. Текущая ситуация с предстоящими выплатами минимального гарантированного дохода (МГД) за счет бюджета — не форс–мажор, а сработавшее особое обстоятельство. Ведь риск спроса — сложно управляемый, и его в определенной части должно брать на себя государство. Поэтому проблемы "ложных" концессий нет. ФАС неверно интерпретирует закон о концессионных соглашениях, не понимает его экономическую суть, считая, что при привлечении частного капитала с рынка должны действовать такие же негибкие формы сотрудничества государства и бизнеса, как в законодательстве о госзакупках.
Результаты судебных разбирательств по "башкирскому кейсу" (строительство по концессии дороги Стерлитамак — Магнитогорск) как раз и простимулировали начало этих изменений — это превентивные меры на будущее, а не признание правоты ФАС. Поправки в закон должны донастроить отдельные положения. К примеру, необходимо законодательно установить понятие МГД, которое сейчас часто применяется в концессиях, но в законе отсутствует.
Артем Володькин, заместитель исполнительного директора Национального Центра ГЧП
Источник: Деловой Петербург