Одним из нововведений Закона № 296-ФЗ, внесшего комплексные изменения в Законы № 115-ФЗ и № 224-ФЗ, стала новая форма проведения открытого конкурса на право заключения соглашения – электронная. Возможность проводить конкурс в электронной форме появилась с 01.03.2024, а с 01.01.2026 проведение конкурса исключительно в электронной форме станет обязательным.

Взаимодействие между публичной стороной и участником конкурса организует оператор электронной площадки. Единые требования к оператору электронной площадки, самой электронной площадке, а также порядку ее функционирования содержатся в постановлении Правительства РФ № 656.

29.02.2024 принято и уже вступило в силу постановление Правительства РФ № 246, которым утверждены (как для Закона № 115-ФЗ, так и для Закона № 224-ФЗ):

Порядок организации открытого конкурса на право заключения соглашений в электронной форме:

  • конкурс организует и проводит концедент / публичный партнер или лицо, которое может осуществлять его полномочия или отдельные права и обязанности (далее – «организатор конкурса»);
  • организатор конкурса определяет электронную площадку, при этом оператор электронной площадки должен быть включен в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством РФ.

Порядок аккредитации на электронной площадке лиц, принимающих участие в процедуре организации и проведения открытого конкурса в электронной форме:

  • аккредитацию должен пройти не только организатор конкурса, но и участники конкурса, а также организации, осуществляющие выдачу безотзывных банковских гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (далее – «гарант»);

Как отмечают юристы Национального Центра ГЧП, в связи с тем, что организатор конкурса определяет электронную площадку, может возникнуть ситуация, в которой разные конкурсы будут проводиться на разных электронных площадках. Поэтому гарантам нужно будет проходить и поддерживать аккредитацию одновременно на различных площадках. В случае с участниками конкурса данный вопрос стоит менее остро, потому что для участия в ГЧП-проектах, как правило, под конкретный проект создается отдельная СПК, чья деятельность ограничивается таким проектом. В связи с этим (даже в случае системных концессионеров) новой СПК в любом случае придется каждый раз проходить процедуру аккредитации для участия в конкурсе. Однако аккредитация – скорее, сложность технического характера, чем финансового, так как в силу прямого указания Законов № 115-ФЗ и № 224‑ФЗ не допускается взимание оператором электронной площадки платы за аккредитацию, идентификацию и аутентификацию на электронной площадке, а также при проведении конкурса.

  • установлен пакет документов и информации для получения аккредитации: 

для всех аккредитуемых лиц: 1) заявление об аккредитации на электронной площадке по установленной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью; 2) адрес электронной почты; 3) документ, подтверждающий полномочия; 

дополнительные документы только для участника конкурса и гаранта: 4) выписка из ЕГРЮЛ (для ИП – копия документа, удостоверяющего личность участника конкурса); 5) для участника конкурса, являющегося иностранным юридическим лицом, – заверенный перевод документов на русский язык;

Единственное различие положений постановления Правительства РФ № 246 для электронных конкурсов, проводимых в порядке Законов № 115-ФЗ и № 224-ФЗ, содержится в перечне дополнительных документов для участников конкурса. Это различие обусловлено более узким перечнем субъектов, которые могут выступать в роли частного партнера, по сравнению с Законом № 115-ФЗ: поэтому не предусмотрены положения про ИП и иностранных юридических лиц. В остальной части положения постановления идентичны.

  • срок для рассмотрения пакета документов единый для всех лиц – не более 5 рабочих дней со дня поступления пакета документов и информации;
  • основания для отказа в аккредитации также единые (закрытый перечень) – некорректное заполнение заявления или непредставление необходимых документов и информации. Однако отказ в аккредитации не лишает лиц возможности повторно пройти процедуру аккредитации;
  • аккредитация срочная – не более 3 лет со дня направления лицу уведомления о получении аккредитации (при этом участники и организаторы конкурса лишаются права на участие в конкурсах или их организацию, если до дня окончания срока действия их аккредитации осталось менее 3 месяцев);

Стоит отметить, что в постановлении Правительства РФ № 246 установлен только предельный срок, на который может быть предоставлена аккредитация. Пояснения в отношении того, кто и на каком основании будет устанавливать фактический срок, не даны. Из этого следует, что срок аккредитации может зависеть от условий конкретной электронной площадки.

  • получение аккредитации позволяет участнику конкурса принимать участие во всех электронных конкурсах, проводимых на электронной площадке без прохождения повторной аккредитации (в период срока действия полученной аккредитации);
  • пройти аккредитацию на новый срок можно не в любой момент времени, а только не ранее чем за 6 месяцев до дня окончания срока действия ранее полученной аккредитации (об истечении аккредитации оператор электронной площадки обязан уведомить не позднее чем за 4 месяца);

Требования к банкам, в которых оператор электронной площадки вправе открывать счета для учета денежных средств, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме – наличие необходимого кредитного рейтинга.

При этом требования к рейтингу аналогичны требованиям, которые предъявляются к рейтингам банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог.

Постановление Правительства РФ № 246 действует до 01.03.2029 включительно.