16 января в Совете Федерации состоялось совещание по обсуждению пакета законопроектов, направленных на защиту и поощрение капиталовложений и развитие инвестиционной деятельности в РФ, в котором приняли участие представители инфраструктурного рынка, профильные министерства и сенаторы комитета по экономической политике СФ. Модерировал дискуссию член комитета Алексей Дмитриенко. 

Открывая совещание, Дмитриенко напомнил, что законопроект о защите капиталовложений был принят Госдумой в первом чтении 10 декабря. "Его концептуально поддерживает с учетом доработки Комитет СФ по экономической политике. Однако ряд положений вызывает озабоченность, опасения, что может быть нанесен урон бизнесу, в том числе региональному", - добавил он. 

Члены комитета разработали и внесли поправки ко второму чтению с учетом выявленных экспертами проблем. По словам Дмитриенко, общее регулирование всех инвесторов не только несет риски для действующих концессионных соглашений, но и создаст серьезные ограничения при запуске новых проектов. Сенатор сказал, что необходимо понять, целесообразно ли распространение положений законопроекта на концессионные соглашения, соглашения о ГЧП, на ОЭЗ и ТОСЭР.  

Большинство собравшихся в Совете Федерации экспертов заявили о необходимости не распространять действия закона на концессии и соглашения о ГЧП, так как это может негативное повлиять на реализацию инфраструктурных проектов.  

Первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов в своем выступлении подтвердил, что банк поддерживает принятие законопроекта в части, где он гарантирует стабильность и неизменность условий для инвестора. Речь идет о стабилизационной оговорке, введении учета обязательств публичной стороны. При этом по мнению Газпромбанка, необходимо исключить концессии и соглашения о ГЧП из-под действия законопроекта о защите капиталовложений, но внести «правильные нормы» в действующее законодательство концессий и ГЧП (115-ФЗ и 224-ФЗ).  

Чичканова поддержал старший управляющий директор Управления структурных кредитных продуктов Сбербанка Константин Песоцкий. Он отметил возможный негативный эффект для рынка, если законопроект будет распространен на концессии и ГЧП. Кроме этого, по словам Песоцкого, необходимо снизить критерии для инвесторов, в частности, размер инвестиций и не ограничивать понятие «собственные инвестиции», учитывая в том числе заемные средства и вложения в акционерный капитал.  

Руководитель практики в сфере ГЧП и инфраструктурных проектов, энергетики и природных ресурсов PwC Владимир Соколов указал на то, что принятие законопроекта скажется на сокращении инвестиционной активности регионов, которые не смогут принять региональные нормативно-правовые акты до тех пор, пока не будут внесены изменения в федеральное законодательство. Председатель совета директоров InfraONE Альберт Еганян заявил о необходимости разграничении инвестиционного законодательства для промышленности и для инфраструктуры, т.к. единый подход несет риски для инвестиций в инфраструктурные проекты. Он поддержал мнение коллег по исключению концессий и ГЧП из-под действия ЗПК.  

Член комитета СФ по экономической политике Константин Долгов сообщил, что сенаторы постарались учесть в поправках все мнения инфраструктурного сообщества. Он также обратил внимание на обеспокоенность ряда регионов первой редакцией законопроекта.  

Заместитель министра экономического развития Михаил Расстригин сообщил, что ведомство подготовило поправки ко второму чтению и еще в декабре отправило их в Минфин. Расстригин отметил, что согласен с выступающими: Минэкономразвития выступает за исключения концессий и соглашений о ГЧП из-под действия законопроекта о защите капиталовложений, считает финансовый аудит избыточным. Кроме этого, Расстригин обратил внимание на большое количество новых понятий и терминов в законопроекте.  

Заместитель директора департамента проектного финансирования и инвестиционной политики Минфина Ирина Шатыбелко отметила, что ведомство предложит компромиссный вариант законопроекта ко второму чтению. В части концессий и соглашений о ГЧП Минфин также планирует подготовить соответствующие поправки в 115-ФЗ и 224-ФЗ. Она уточнила, что процедура финансового аудита не будет распространяться на каждый отдельно взятый инвестпроект: финансовый аудит предполагается распространить только на правила и порядки предоставления новых мер господдержки. 

В заключении Дмитриенко выразил надежду, что Минфин учтет предложения экспертного сообщества при подготовке поправок в законопроект о защите капиталовложений.  

Статистика Платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» свидетельствует о значительном росте российского рынка ГЧП за последнее десятилетие. За этот период рынок вырос более чем в 10 раз, на конец 2019 года его объем превышает 3,7 трлн руб. общих инвестиций, из них 2,8 трлн руб. приходится на внебюджетные. Ежегодно рынок увеличивается на 20%. Эксперты Национального Центра ГЧП отмечают, что данная тенденция роста рынка нуждается в новых механизмах поддержки со стороны государства без ущерба сложившейся практике, и таким механизмом-надстройкой может стать инструмент стабилизационной оговорки.