Повышение качества создаваемой инфраструктуры и привлечение инвестиций в нее обсудили участники экспертной сессии «Социальные аспекты в инфраструктурных проектах. Как обеспечить баланс интересов?» в рамках IV Форума социальных инноваций регионов.

«Сегодня мы не можем позволить себе просто строить, мы должны создавать такую инфраструктуру, в которой нашим гражданам было удобно и комфортно жить, работать, учиться. В качественной инфраструктуре должны учитываться сразу несколько важных аспектов: экономический и финансовый, экологический и климатический, управленческий», - отметила модератор, заместитель председателя ВЭБ.РФ – член правления Светлана Ячевская, открывая дискуссию. 

Способствовать повышению качества создаваемой инфраструктуры должна и разработанная ВЭБ.РФ совместно с Национальным Центром ГЧП и компанией АИКОМ система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS. В прошлом году была сформирована методология оценки, в 2021 году началось ее тестирование.

Как сообщила Светлана Ячевская, в октябре стартует отбор регионов для пилотной апробации системы, в рамках которой будут проведено обучение для региональных команд, отобраны для оценки наиболее перспективные и крупные инфраструктурные проекты. «Нам очень важно, чтобы в каждом регионе, в каждом городе создаваемая инфраструктура качественно влияла на жизнь людей», - подчеркнула она.

Заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев подтвердил, что развитие социальной инфраструктуры – это один из основных запросов субъектов и непосредственно населения. «Частные инвестиции должны играть ключевую роль в развитии инфраструктуры. Но прежде чем приглашать инвесторов, государство должно вложить свой рубль, и тогда за ним придет частный капитал. При этом важно, чтобы инфраструктурные проекты были не только экономически эффективными, но и отвечали потребностям общества, создавали новые рабочие места, обеспечивали рост благосостояния населения», - отметил вице-спикер.

По его словам, государство принимает со своей стороны ряд мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционных процессов, – это территориальные программы развития, СЗПК, ГЧП и концессии, механизм комплексного развития территорий, инфраструктурные бюджетные кредиты и облигации и другие. «Обеспечение устойчивого развития инфраструктурного рынка в долгосрочной перспективе требует цифровых платформенных решений, ESG, новых механизмов финансирования, совершенствования системы оценки качества самих проектов», - заключил Николай Журавлев.

Первый заместитель министр строительства и ЖКХ Александр Ломакин подчеркнул значимость новых инвестиционных механизмов для создания инфраструктуры в регионах, в частности, отметив важную роль инфраструктурных бюджетных кредитов. В Минстрое считают, что выделенных 500 млрд рублей будет недостаточно, чтобы покрыть потребности субъектов, и министерство намерено поднять вопрос об увеличении общего лимита, как минимум, еще на 500 млрд рублей. Замминистра также отметил необходимость цифровизации строительного процесса для контроля за реализуемыми проектами.

Значимость внедрения цифровых решений в процесс создания инфраструктуры подчеркнул и генеральный директор Национального Центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ) Павел Селезнев. «Сегодня мы видим, что рынок государственно-частного партнерства развивается, постепенно проникая и в муниципалитеты. Однако существенной проблемой остается недостаток компетенций. За каждым проектом должны стоять квалифицированные специалисты, а их не хватает. Мы занимаемся постоянно повышением квалификации участников рынка. Чтобы оптимизировать и упростить этот процесс, мы создали цифровое платформенное решение «РОСИНФРА», цифровой проектный офис. Технологии позволяют объединять разных экспертов, чтобы структурировать такие сложные проекты ГЧП. Система позволяет аккумулировать экспертов, госслужащих, оказывать им поддержку при принятии решений», - отметил Павел Селезнев.

Он напомнил, что в прошлом году ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП запустили программу поддержки для регионов, в рамках которой было собраны проекты более чем на 1 трлн рублей. «Наша задача была сделать быстро и качественно экспертизу этих проектов и предложить перспективные банкам для финансирования. Это способствовало развитию цифровой платформы, где бы присутствовали все участники рынка, - сообщил он. – Сейчас в цифровом проектном офисе уже происходит пилотирование 70 проектов почти на 200 млрд рублей». По словам Селезнева, работа идет над проектами во всех отраслях инфраструктуры – транспорте, ЖКХ, здравоохранении, в том числе активно начали подключаться регионы с проектами ГЧП по строительству школ, претендующие на федеральное софинансирование.

Потребность в привлечении частных инвестиций в инфраструктуру испытывает и отрасль обращения с отходами. Как сообщил генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев, федеральной схемой предусмотрено создание 1100 инфраструктурных объектов, из них созданы около 200, чтобы реализовать намеченные планы необходимо порядка 350 млрд рублей. При этом, по словам Дениса Буцаева, при отборе проектов РЭО столкнулся с низким качеством подготовки. «В отрасли ТКО качество подготовки документов заключается не только в проработке экономической и юридической частей, но и в технологической. Нам необходимо предусмотреть, чтобы каждый концессионный проект соответствовал параметрам федерального», - добавил он, уточнив, что совместно с заинтересованными органами РЭО работает над тем, чтобы проекты были сбалансированными.

В рамках сессии опытом развития инфраструктуры с привлечением частных инвестиций поделились представители Московской и Челябинской области. Бизнес-сообщество со своей стороны заинтересовано участвовать в создании новой качественной инфраструктуры, но в первую очередь должен быть запрос на такие объекты со стороны регионов и благоприятные условия для этого.