Наиболее распространенные ошибки, которые влекут за собой изменение стоимости и сроков реализации проектов ГЧП, обсудили в рамках очередного online-эфира, организатором которого выступил Национальный Центр ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ). Партнеры мероприятия – инжиниринговая компания ГРИН и юридическая фирма Capital Legal Services. Среди участников – представители региональных органов власти, частные инвесторы и финансирующие организации, ведущие эксперты и консультанты. Всего дискуссия привлекла более 1000 участников.

Эфир продолжил серию online-мероприятий по наиболее проблемным вопросам применения механизмов ГЧП в различных сферах, которые проходят на платформе «РОСИНФРА» с участием ведущих экспертов.

Открывая мероприятие, модератор, исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко, отметил, что 2020 год наглядно показал, как системные риски, связанные с пандемией и срывом сроков строительства, приводят к тому, что проект не «вписывается» в бюджет. «Любой риск - это всегда последствия для финансовых показателей проекта, доходов и расходов сторон. В рамках нового эфира мы постарались затронуть два ключевых вопроса: какие факторы влияют на бюджет и как избежать его изменений. Активное участие в подготовке мероприятия со стороны инжиниринговой компании ГРИН и юридической фирмы CLS позволило нам рассмотреть тему как с технической, так и с юридической стороны и предложить рынку различные решения», - сказал модератор.

«Мы как инжиниринговая компания работаем с бюджетом инфраструктурных проектов на разных стадиях. В рамках сегодняшней дискуссии мы решили обсудить два ключевых риска, с которыми сталкивается большинство проектов, – изменение стоимости и изменение сроков. Стоит также отметить, что те риск-факторы, которые закладываются на начальной стадии проекта, часто приводят к наступлению риска в самый разгар реализации проекта, поэтому важно предусмотреть пути их оптимизации», - обозначил основные направления дискуссии генеральный директор компании ГРИН Кирилл Швец.

Важность первичной проработки подчеркнул и партнер CLS Павел Карпунин. «Инициирование – это фундамент для развития проекта, на этом этапе определяется, какие риски будут заложены в проекте. Стоит учитывать, что технико-экономические параметры (ТЭП) непосредственно влияют на сроки и стоимость проекта, поэтому необходимо подходить гибко к их формированию, чтобы не создавать жестких условий для сторон. При этом сам процесс строительства несет наибольшие риски освоения бюджета, в том числе поступления средств», - отметил эксперт.

В ходе дискуссии представители публичной стороны на примере реальных проектов поделились своим опытом учета таких рисков. Министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников высказал мнение, что у проектов, в которых за проектирование отвечает публичная сторона, гораздо меньше рисков изменения стоимости, однако все зависит от индивидуальных характеристик объекта. Управляющий директор по правовому структурированию ООО «Автодор-Инвест» Денис Патрин отметил, что большинство проектов госкомпании запускались с подготовленной публичной стороной проектной документацией. Однако, по его словам, «Автодор» всегда был одним из сторонников идеи, что проектирование должен осуществлять частный партнер, но на практике компания сталкивалась с необходимостью определить примерную стоимость для конкурсных процедур и обоснование объема инвестиций по крупным линейным проектам и поэтому бралась за проектирование. Директор Агентства Амурской области по привлечению инвестиций Павел Пузанов отметил, что начальном этапе также важно уделять внимание проработке земельного вопроса, особенно, когда накладывается несколько форм собственности: например, в случае с аэропортом Благовещенска, аэродромная инфраструктура находится в федеральной, а терминалы и другие сервисные объекты - в региональной.

Представители частной стороны и банки акцентировали внимание на важности проработки всех параметров проекта и планировании. В частности, генеральный директор ООО «Национальные транспортные концессии» (группа «ВИС») Павел Овчинников затронул вопрос неопределённости финансирования проектов. Он не согласился со мнением Льва Решетникова, считая, что проектирование, наоборот, стоит оставить инвестору, чтобы снизить эту неопределенность. По мнению директора департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка Ильдара Муртазина, финансовые риски можно решать совместно с банками, которые помогут разработать банкуемую структуру под определенный проект.

Еще одним действенным инструментом оптимизации рисков, по мнению первого заместителя генерального директора ВТБ Инфраструктурный Холдинг Андрея Киселева, является институт особых обстоятельств. Эксперт отметил, что важно прописать в соглашении основные ситуации и сценарии поведения, а не просто ввести такое понятие, чтобы стороны понимали, как себя вести в случае возникновения той или иной проблемы.