Первые результаты механизма дальневосточной концессии и перспективы ее использования для развития общественной инфраструктуры на Дальнем Востоке обсудили участники профильной сессии в рамках Восточного экономического форума. Модератором дискуссии выступил генеральный директор Национального Центра ГЧП Павел Селезнев.

Открывая сессию, Селезнев отметил ведущую роль Минвостокразвития в поддержке проектов ГЧП на территории макрорегиона. «Дальневосточная концессия» — это пока не фабрика, а такой бутик проектов. Однако в свое время это был первый системный подход к рынку ГЧП в данной агломерации. Хотел бы поблагодарить министерство, в свое время это был первый системный подход к рынку ГЧП в данной агломерации», - сказал он.

На текущий момент, по данным Минвостокразвития, по дальневосточной концессии одобрены 8 пилотных проектов с общим объемом инвестиций свыше 12 млрд руб.

При этом, по словам Селезнева, правильно выстроенная финансовая модель проекта позволит комбинировать дальневосточную концессию с другими мерами поддержки. Так, сейчас Магаданская и Сахалинская области рассматривают возможность сочетать этот механизм с инфраструктурными облигациями ДОМ.РФ в рамках одного проекта. Национальный Центр ГЧП, выступая, по сути, проектным офисом, помогает регионам грамотно структурировать такие инициативы.

Вопросы качества подготовки проектов не раз поднимались в ходе сессии. В частности, со стороны регионов и экспертов прозвучал запрос на формирование типовых форм проектов и документации, разработки типовых ТЭО. Представители инвестиционного сообщества выступили за внедрение единых «правил игры» и требований к проектам. Ряд участников обратили внимание на недостаток компетенций на местах для работы с такими проектами. По мнению Селезнева, запуск инструмента предпроектной подготовки, в том числе в интересах дальневосточной концессии, позволил бы быстрее распределять субсидии и более эффективно запускать проекты.

Минвостокразвития планирует дальнейшее совершенствование механизма дальневосточной концессии. «Мы задумывали ее как инструмент развития, призванный не только стимулировать привлечение частных инвестиций в объекты промышленности, но и создавать социальную инфраструктуру, обеспечивающую комфортные условия для жизни людей. К сожалению, этот подход мигрировал в сторону решения оперативных задач регионов. […] Сразу скажу: мы эту позицию будем менять, нормативно ее закреплять. Для нас крайне интересны социально-экономические мультипликаторы, отражающие, как социальные объекты, объекты для бизнеса улучшат жизнь дальневосточников», - отметил замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

В числе предложений участников сессии по дальнейшему совершенствованию механизма: необходимость введения квот для регионов и возможность их перераспределения, установление долгосрочных лимитов финансирования, приоритезация проектов, установления понятных для всех участников рынка критериев отбора проектов. Ряд регионов, напротив, призвали сохранить широкий охват проектов и отраслей для применения механизма.

Более подробно о рынке ГЧП Дальнего Востока и Арктики можно узнать из обзора Национального Центра ГЧП, подготовленного специально к ВЭФ: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/dalnevostocnaa-i-arkticeskaa-koncessia-osobennosti-i-perspektivy