Дилемма выбора между традиционным государственным контрактом и концессией для создания транспортных инфраструктурных объектов стала одной из основных тем второго дня Российской недели ГЧП.

«Государственно-частное партнерство обладает огромными плюсами. Например, это доступ к финансированию, когда государство может финансировать проекты за счет частных кредитов, средств частных инвесторов. Статистика говорит, что строительство объектов в рамках ГЧП завершается в срок и в рамках запланированного бюджета. Кроме того, ГЧП позволяет государству передать риски. Однако не все риски можно передать частному инвестору. При этом частный долг всегда дороже государственного. К тому же, чтобы запустить проект ГЧП требуется больше времени, чем для традиционной госзакупки», - отметил генеральный директор ВТБ Инфраструктурный холдинг Олег Панкратов в рамках пленарной дискуссии.

Большинство участников сессии согласились, что не может быть единственного правильного выбора между концессионным механизмом и традиционной госзакупкой, необходимо анализировать потребности публичной стороны, сами проекты и условия, в которых они будут реализовываться, а также интересы самих инвесторов. При этом традиционно в России преобладает логика госзаказа. По мнению рынка, необходимо создавать стимулы, чтобы популяризировать альтернативные инструменты финансирования, в частности, концессию.

«Проблема нашей страны, что не существует сегрегации проектов, борются два противоположных лагеря: одни говорят «концессия, невозможна госзакупка», другие – «концессия невозможна, госзакупка». В других странах этой проблемы нет вообще. Там водораздел проходит не по линии «господряд – инвестиционный проект», а проходит по линии «типы проектов». В связи с этим у нас регуляторы не видят разницы между механизмами. Ведь концессия – это разновидность проектного финансирования, там свои правила, она не похоже на госконтракт», - подчеркнул председатель совета InfraOne Альберт Еганян.

И если применение механизмов ГЧП при создании автомобильных дорог имеет достаточно обширную практику, то в строительстве железнодорожных объектов и интеграции их в общую транспортную инфраструктуру городов чаще всего используются средства ОАО «РЖД» или госбюджетов. Как отметил в ходе отраслевой сессии генеральный директор РЖД-Инвест Иван Григорович, вокруг ТПУ много проблем и противоречий: это и ограничения на создание подобных объектов, сложность в окупаемости, экологические ограничения. «При этом в чистом виде ни один из форматов соглашений не позволяет построить вокзал или пересадочный узел с приемлемым риском и доходностью для инвесторов и получить необходимую инфраструктуру», - добавил он. Что касается создания ж/д инфраструктуры необщего пользования, например, к ОЭЗ и промпаркам, то, по мнению Григоровича, хорошим механизмов является уже отработанный механизм концессионных соглашений с региональными администрациями.

Несмотря на то, что тема модернизации общественного транспорта сейчас на пике актуальности, большинство регионов все равно тяготеют к логике госзаказа. В России реализуются лишь единичные проекты с участием частных инвесторов. Участники профильной дискуссии подняли вопросы комплексного развития общественного транспорта в городах, привлечения бизнеса в эту сферу и эффективности предлагаемых на рынке инструментов финансирования. Отдельной темой конгресса стало развитие транспортной инфраструктуры с помощью внедрения цифровых технологий, в частности, создание интеллектуальных транспортных систем. Главными вопросами в этой области остается тиражирование успешных федеральных практик, в том числе опыта Москвы, и привлечение бизнеса в такие проекты, а также поиск баланса интересов между частной стороной и государством.

Российская неделя ГЧП проходит в Москве с 28 сентября по 1 октября. Организаторами мероприятия выступают Национальный Центр ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) и Фонд Росконгресс. Генеральный партнер конгресса — Сбербанк. Стратегический партнер — ВТБ Инфраструктурный холдинг. Официальный партнер — InfraOne. Специальный партнер — группа компаний «Просвещение». Также в числе партнеров: МТС, Spectrum, Dentons, Renaissance Construction, RWM Capital, Herbert Smith Freehills, PwC, Squire Patton Boggs.