Исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко в рамках сессии "Влияние инвестиционного климата на финансы и экономику города" Московского финансового форума рассказал о государственно-частном партнерстве в Москве.

"Наццентр ежегодно готовит рейтинг регионов по уровню развития ГЧП, Москва с 2015 года занимает в нем первое место. Это единственный регион, который так долго продержался на верхней позиции рейтинга", - отметил он.

По данным платформы "РОСИНФРА", сейчас в столице реализуется более 50 проектов ГЧП, из которых половина – в транспорте, 18% – в коммунально-энергетической сфере (обращение с ТКО), по 16% приходится на социальную и промышленную инфраструктуру ("офсетные" контракты). Общий объем рынка оценивается более чем в 650 млрд руб. – это почти в 2 раз больше аналогичного показателя по Санкт-Петербургу и в среднем в 10-15 раз больше чем в других регионах входящих в топ-5. Причем на 1 бюджетный рубль в московских проектах ГЧП приходится 10 рублей частных, что гораздо выше, чем в среднем по стране, где соотношение 1 к 4, заключил Ткаченко.

По его словам, Москва, по сути, сконцентрировалась на двух крайних с точки зрения участия бюджета моделях ГЧП, с одной стороны - это проекты где нет финансового участия города и проект окупается за счет оказания потребителям качественных услуг, с другой стороны - это проекты где возврат инвестору обеспечивается за счет фиксированных платежей, такие контракты жизненного цикла. «Проекты, которые коммерчески интересные и окупаемые, не требуют в Москве бюджетной поддержки, потому что есть высокий платежеспособный спрос и высокая плотность населения. Они сами себя окупают, поэтому в московских проектах редко можно встретить "бюджетное плечо". В регионах совсем по-другому. Иногда, чтобы запустить концессию на бассейн, надо дать до 80% капгранта», - рассказал исполнительный директор.

В отношении контрактов жизненного цикла эксперт отметил, что в них инвестор верит, когда видит стабильный бюджет, вменяемого публичного партнера, который гарантирует неизменность правил и условий партнерства. В этом плане Москва - удобный партнер.

Но если посмотреть на историю вопроса, Москва до 2015 года не входила в число лидеров по ГЧП. Эволюционно она «распробовала» этот сценарий. Ткаченко вспомнил, что к первой концессии в столице очень осторожно и неоднозначно все относились. Город больше концентрировался на более массовых формах взаимодействия с инвесторами - аренда, приватизация и более рамочные инвестиционные соглашения. Но постепенно Москва стала смотреть и на нишевые продукты, как концессии и ГЧП. В какой-то момент столица, по словам эксперта, эту нишу распробовала и сформулировала четкое понимание зачем и какие проекты ГЧП ей нужны, что ей нужен частный партнер, который принесет новые компетенции. "Именно поэтому в городе зародились нестандартные формы ГЧП – офсетная закупка, корпоративное ГЧП, "рублевые программы". Это особенность Москвы, и, на мой взгляд, она неслучайно занимает первое место, сказал Ткаченко. – Совокупность четкого видения роли ГЧП в городской экономике и центра компетенций в лице ГАУИ – это, то, что в первую очередь, обеспечивает сейчас Москве лидерство в рейтинге".