Вопросы привлечения инвестиций и повышения качества создаваемой инфраструктуры в России были подняты в рамках Петербургского международного экономического форума на сессии «Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты?».

Открывая дискуссию, генеральный директор Национального Центра ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) Павел Селезнев отметил, что несмотря на кризисные явления в экономике, многие страны активно вкладываются в развитие инфраструктуры, запускают различные стимулирующие программы. «В последнее время усиливается тренд на зеленую экономику, устойчивое развитие и умные инвестиции. Сегодня главное не просто привлечь средства в инфраструктурный проект и получить доходность. Важное значение приобретают стандарты качества, которые направлены на повышение уровня жизни людей. Перед нами сейчас стоит задача выработать правильную методологию, чтобы привлекать инвестиции в качественную инфраструктуру», - сообщил он.

Тема развития инфраструктуры является одной из ключевых для России. При этом по словам заместителя министра экономического развития РФ Ильи Торосова, инвестиции в инфраструктуру составляют 5% ВВП за последние 5 лет. «Объем вложений в инфраструктуру за 2015-2020 годы – порядка 28 трлн рублей. Если очистить 28 трлн рублей от госконтрактов, инвестиционных программ госкомпаний - останется 7 трлн руб. частных инвестиций, каждый десятый рубль частных инвестиций приходится на ГЧП, МЧП, концессии. Мы понимаем, что это драйвер инвестиций в инфраструктурные проекты нашей страны», - считает замминистра. В Минэкономразвития в ближайшие 5 лет прогнозируют потенциал роста объема инвестиций по ГЧП-проектам не менее 50%.

Заместитель председателя. – член правления ВЭБ.РФ Светлана Ячевская отметила, что в настоящее время на рынке наблюдается не столько проблема с ликвидностью, сколько с качеством и количеством проектов. «ВЭБ.РФ со своей стороны начал разработку системы оценки качества и сертификации проектов IRIIS. В течение последних восьми месяцев мы тестируем методику, ряд проектов уже прошел оценку. […] Итогом нашей масштабной работы стала качественная методика, которая может работать на российском рынке», - сообщила Ячевская. По ее словам, до конца 2021 года будет происходить донастройка методологии, а с 2022 года система заработает в полноценном режиме.

Национальная система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS разработана ВЭБ.РФ совместно с Национальным Центром ГЧП и АИКОМ при поддержке Минфина России. Накануне на площадке форума были представлены итоги пилотной апробации системы IRIIS. Концессионный проект «Строительство Восточного выезда из г. Уфы», реализуемый правительством Башкортостана и ООО «Башкирская концессионная компания» (входит в ВТБ Инфраструктурный Холдинг), успешно прошел оценку на соответствие требованиям методики IRIIS, получив «Золотой» уровень достижения.

Генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг Олег Панкратов подчеркнул, что в ВТБ всегда придерживались высоких стандартов качества. «Я не согласен с тем, что зарубежные инвесторы не готовы брать российский риск, почти во всех наших проектах мы находимся в партнерстве с крупными игроками иностранного инвестиционного рынка. Как правило, та инфраструктура, которую мы создаем, имеет сама по себе огромную социальную значимость. Те проекты, которые мы делаем, улучшают жизнь людей. И в этом деле нам помогают только детальная проработка и грамотные подходы», - заключил Панкратов.

По словам губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Натальи Комаровой, требования по сертификации и стандартизации – это безусловно давление на участников этой деятельности, возможно это потребует и дополнительных материальных затрат. «Но поскольку мы говорим о потребителе, то тут безусловно крайне важно договориться о стандартах, сертифицировать их и предложить всем участникам рынка. Новые современные механизмы нужно как можно скорее изучить, внедрить и начать использовать», - сообщила она. Комарова подчеркнула, что Югра бережно относится к каждому инвестиционному рублю и старается предложить инструменты, которые не поставят барьеров перед инвесторами.

Свой вклад в качество проектов вносит и Евразийский банк развития. Зампред правления банка Денис Ильин подчеркнул, что развитие инфраструктуры для ЕАБР было, есть и остается приоритетным направлением работы. При этом ЕАБР работает с проектами, которые слабо проработанными, и доводит их до качественного уровня и по возможности переводит на коммерческий рынок.

Генеральный директор кредитного рейтингового агентства АКРА Михаил Сухов отметил, что роль рейтинговых агентств расширяется. Так, по его словам, при выпуске зеленых или социальных облигаций по инфраструктурным проектам применение кредитных рейтингов дает всем участникам процесса стандарты измерения кредитного риска.

О запросе зарубежных инвесторов на качественные проекты рассказал исполнительный директор Ассоциации долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (LTIIA) Франсуа Бержер. Он отметил, что сегодня практически все крупные институциональные инвесторы – члены ассоциации стремятся к тому, чтобы получить проекты, соответствующие нормам ESG. «Все хотят инвестировать в качественные устойчивые проекты, которые сохраняют окружающую среду, учитывают интересы всех заинтересованных сторон и выполняют социальную роль», - подчеркнул он. Как считает Бержер, в привлечении инвестиции важным является вопрос доверия, доверия к макросреде, куда привлекаются инвесторы. «Институциональные инвесторы готовы вкладываться в российскую инфраструктуру только при условии доверия. А некоторые испытывают опасения», - отметил он.