1 октября в рамках V Стратегического форума "Транспортная инфраструктура России" состоялась пленарная сессия "ГЧП в транспорте. Запуск региональных проектов на пути к достижению национальных целей". Модератором дискуссии выступил председатель правления Национального Центра ГЧП и председатель совета директоров "Автодор-Инвест" Павел Селезнев.
Основной темой сессии стала инвестиционная составляющая комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, в частности, реализация ГЧП-проектов. Участники обсудили, как будет взаимодействовать государство с бизнесом, в какие проекты будут привлекаться частные инвестиции, есть ли место ГЧП.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ЗАРАБОТАЛ НЕ В ПОЛНУЮ СИЛУ
В начале всем спикерам было предложено в формате блица ответить на вопрос о роли комплексного плана и его текущем состоянии. Первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов сообщил, что он [план] сейчас составляет порядка 7 трлн рублей, из них около 3 трлн рублей бюджетное финансирование, ряд проектов является переходящими, часть проектов приходится на РЖД. "При этом я бы говорил не о темпах, те проекты, которые есть, мы их запускаем, но делаем это чуть медленнее. То, что собирались запустить в июне, запустим в октябре. Для этого есть определенные причины", - отметил он. Алафинов признал, что федеральные ведомства не смогли отказаться от процессного управления и наложили на него проектное, в итоге получили не параллельную, а последовательную систему. Это наложение привело к задержкам, с которыми министерство активно борется.
Председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов высоко оценил значение плана для региона, в частности, отметив запланированный в регионе проект моста через Волгу, который имеет значение для моногорода Тольятти и всей области. По его словам, несмотря на то что проект не вошел в активную стадию, эффект от этой работы колоссальный, зафиксирован рост интереса инвесторов и к другим проектам в регионе. Своим видением ситуации поделился и заместитель председателя правительства Московской области Вадим Хромов. Появление комплексного плана, по его словам, положительный момент, взаимодействие, которое идет по проектам, перешло в конструктивное русло. Хромов отметил, что часть проектов могут реализовываться дольше, чем до 2024 года, и поэтому надо расширить планы прогнозирования плана дальше этого периода. "Есть такие глобальные проекты, как легкорельсовый транспорт вокруг Москвы в Московской области, которые точно выйдут за ближайшую пятилетку и десятилетку по части реализации", — сказал зампред, добавив, что при этом результаты реализации проекта будут масштабными и повлияют на всю транспортную инфраструктуру.
БАНКИ ЖДУТ НОВЫХ ПРОЕКТОВ
Исполнительный вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер рассказал, что банк подписал уже ряд сделок, которые можно отнести к магистральному плану. В частности, финансирование проектов в рамках энергетической части плана, соглашение по аэропорту Нового Уренгоя и финансовое закрытие по порту Лавна, также банк планирует участие в создании обхода Тольятти и активно рассматривает другие проекты в рамках магистрального плана. "Магистральный план является важным инструментом для развития инфраструктуры. Мы очень рады, что участвуем в нем", - сообщил исполнительный директор департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал Александр Воронюк. "Конечно, мы ожидали множество конкурсов, но этого не произошло, я надеюсь, что процесс уже налажен, будут проходить конкурсы, пойдут и ЧКИ. Рынок растет", - добавил он. Заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун в свою очередь отметил, что комплексный план – это очень правильное начинание, это такой же проект, но в отличии от других нацпроектов имеет четкую структуру, и ГЧП – это очень правильный механизм. "Большие были надежды на него [комплексный план]. За год мы увидели много движения внутри, но хотелось бы увидеть результат", - сказал он. Зампред ВЭБ.РФ добавил, что важно не забыть при его реализации, что львиная доля – это крупные проекты, важно понимать, когда решения по ним будут приняты, и чтобы они [проекты] не заслоняли региональную повестку. "Есть ощущение, что пока не приняты решения по глобальным проектам, есть некоторая задержка на региональном уровне. Нам важно понимать, что система отбора проектов не забывает про региональную повестку. А для ВЭБ.РФ – это основное направление, на котором он фокусируется", - сказал он.
Президент Черноморского банка торговли и развития Дмитрий Панкин отметил, что сейчас основные вопросы - какие проекты финансировать, куда пойдут бюджетные деньги. При этом очень важно приспособиться к новым реалиям. "У нас раньше в проектах участвовал Всемирный банк, ЕБРР. Сейчас они не работают в России. При этом появляются новые игроки - БРИКС, Азиатский банк. Там есть деньги, но нет опыта", сказал Панкин, отметив, что нужно обеспечить взаимодействие с новыми финансовыми институтами и освоить их деньги.
ГЧП КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Председатель совета директоров группы "ВИС" Игорь Снегуров и генеральный директор в России и СНГ IC Ictas Игорь Коваль отметили важность плана и поделились своим мнением по поводу особенностей реализации ГЧП-проектов в рамках него. Коваль заметил, что магистральный план – это для всех новая возможность. "У нас же в России без капитального гранта проекты не летают в принципе. Магистральный план даёт такую возможность проектам", - сказал он, добавив, что необходима донастройка законодательства. Генеральный директор "ДСК "АВТОБАН" Алексей Андреев согласился с коллегой, что магистральный план дает новые возможности. Он отметил высокие ожидания по новым проектам и упомянул о создании участков международного транспортного коридора Европа-Западный Китай. Андреев считает, что проекту нужна дополнительная экспертиза и привлечение профильных компаний к обсуждениям, потому что иначе могут быть приняты решения, которые не будут интересны инвесторам и реальным участникам. В свою очередь Алафинов заверил его, что запланированы дополнительные обсуждения.
Модератор дискуссии Павел Селезнев привел статистику по рынку ГЧП в транспортной сфере. По данным платформы "РОСИНФРА", в России реализуется 144 ГЧП-проекта в транспортной сфере с общим объемом инвестиций 2,3 трлн рублей. По его словам, это говорит о том, что транспортная инфраструктура развивается и без магистрального плана, а ГЧП – эффективный механизм. "Мы живем все-таки по магистральному плану или рынок ГЧП развивается в рамках плана, какие новые механизмы будут на рынке?", - задал вопрос Селезнев Алафинову. Замминистра в свою очередь отметил, что Минтранс за развитие максимального количества инструментов – это и корпоративное ГЧП, и ЧКИ. Он отметил, что важно разговаривать с рынком, чтобы проекты подходили уже полностью сформированные, и сроки были максимально сжатые. "Но магистральный план не может обеспечить всех потребностей в инфраструктуре. Он направлен на реализацию майского указа президента. Что туда не попадает, у нас есть другие инструментарии, и мы выступаем за то, чтобы они сохранились, - сказал Алафинов. - Мы считаем, что региональные проекты надо разрабатывать, не взирая на магистральный план".