Для создания и модернизации систем ливневой канализации в городах необходимо закрепление задач развития отрасли на стратегическом уровне, совершенствование нормативной базы и тарифообразования, а также привлечение внебюджетных средств. К такому выводу пришли участники онлайн-эфира, организованного Национальным Центром ГЧП (группа ВЭБ.РФ). Партнером эфира выступила юридическая фирма «Кондратьев и партнеры».

Исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко, открывая дискуссию, отметил, что проблема отведения ливневых стоков актуальна для многих российских городов – изношенные сети часто не справляются с нагрузкой, что приводит к подтоплению территорий. «На наш взгляд, решением может быть введение полноценной тарифной модели, в том числе с привлечением внебюджетных инвестиций», - добавил Ткаченко.

По оценке юридической фирмы «Кондратьев и партнеры», на доведение до нормативного состояния ливневых сетей в 100 крупнейших городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, необходимо 500 млрд руб. инвестиций, еще 1 трлн руб. потребуется на очистные сооружения. Генеральный директор фирмы Владимир Кондратьев среди основных проблем отрасли также отметил тарифообразование, дефицит средств у местных бюджетов, неэффективное управление системами, отсутствие заинтересованного в развитии этой отрасли органа власти или института развития, а также не включение в стратегические документы.

В ФАС подтверждают, что ряд вопросов в сфере ливневой канализации в полной мере не урегулированы, а с учетом актуальности требуют тщательного рассмотрения и при необходимости совершенствования нормативно-правовых актов. При этом в антимонопольной службе подчеркивают, что такие решения должны быть рассмотрены и утверждены на правительственном уровне, закреплены на уровне стратегии развития.

«Переход отрасли на тарифную модель управления в рамках МУП или концессии позволит получить внебюджетные источники инвестиций и банковское финансирование», - считает Кондратьев. Уже восемь городов в стране используют эту модель, показывая позитивные результаты деятельности, а в целом тариф на водоотведение поверхностных сточных установлен более 40 организациям.

Присутствовавшие на мероприятии представители «Новгородского водоканала», органов власти Новороссийска и Нижнего Новгорода поделились своим видением организации отведения ливневых стоков. По их общему мнению, важным аспектом этого процесса является строительство очистных сооружений, что требует привлечения значительных средств, которых просто нет в местных бюджетах.

В Минстрое России решение проблемы по созданию и модернизации ливневок видят в реорганизации систем и включения их в общесплавные стоки, в этом случае могут быть получены легитимные источники дохода за счет расширения абонентской базы. При этом в ведомстве считают, что эти задачи регион или муниципалитет может решать и за бюджетный счет.

Замглавы Фонда развития ЖКХ Ольга Сердюк напомнила, что уже есть поручение президента РФ Владимира Путина о выделении 150 млрд руб. на строительство современных канализационных очистных сооружений в регионах. Среди важных задач, которые требуется решить для оказания поддержки отрасли, Сердюк назвала проведение инвентаризации муниципального имущества, выбор технологий. Эксперт также подчеркнула необходимость закрепления задач по развитию отрасли на уровне госстратегии.

Представители бизнеса и финансирующих организаций сходятся в мнении, что для решения проблем с организацией ливневок в городах необходимо привлечение внебюджетных инвестиций, и концессии в этом случае являются эффективным инструментом.

Генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков подчеркивает перспективность сферы, но для ее развития необходим комплексный подход, включая и нормативное регулирование, и технологическую составляющую, и привлечение внебюджетных средств.

По словам исполнительного директора Бизнес-блока ВЭБ.РФ Станислава Лазарева, в рамках программы подготовки управленческих кадров госкорпорация столкнулась с большим спросом на проекты по развитию ливневой канализации. «По нашему мнению, в каждом городе нужен оператор этой системы, который сможет компетентно направить средства из разных источников на необходимые мероприятия. Исходя из этого, такие проекты стоит собирать по концессии. В этом случае мы, как институт развития, готовы вместе с нашими партнерами организовывать для них долгосрочное финансирование, которое позволит сгладить нагрузку на бюджет и на тариф и реализовать проекты», - сказал он.

В ГК «ПИК» добавляют, что наличие единого оператора в этой сфере важно и для девелоперов, таким эффективным оператором, по их мнению, может быть только концессионер. При этом в Сбере, который имеет в своем портфеле два таких проекта, отмечают некоторый дефицит инвесторов в отрасли, на что влияет неопределенность с источниками возврата средств.