Государство подбирается к бизнесу, Деловой квартал # Нижний Новгород

Автор: Юлия Сухонина

Проект закона «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» требует серьезной доработки. К такому выводу пришли участники открытых депутатских слушаний, которые прошли в региональном парламенте. Документ был подвергнут критике.

Законопроект, регламентирующий создание ГЧП в регионе, был принят в первом чтении на январском заседании законодательного собрания, но для обсуждения поправок депутаты решили провести открытые слушания. Участники заняли все места в парламентском зале для пленарных заседаний. Председатель комитета по экономике и промышленности, президент Горьковского автозавода Николай Пугин огласил список из десяти ораторов, что означало заседание до конца рабочего дня.

 Первыми выступали инициаторы законопроекта и его сторонники. Вице-губернатор Владимир Иванов в очередной раз устало обозначил государственно-частное партнерство как основную модель создания серьезных проектов. «Бюджет не сможет потянуть такое количество крупных инфраструктурных объектов. Нам необходимо участие бизнеса, а закон этот необходим как инструмент»,- сказал господин Иванов. Его коллега, министр инвестиционной политики Нижегородской области Дмитрий Сватковский бодро провел ликбез на тему «Что такое ГЧП?», несколько превысив лимит времени и получив замечания Николая Пугина. Министр успел признаться, что региональный бюджет не может себе позволить траты на подведение коммуникаций к очередному строящемуся заводу в размере 800-850 млн. руб и мост в Подновье за 39 млрд руб. «Мы точно не найдем столько денег»,- сказал министр. Зал зашептался, вспоминая, что совсем недавно стоимость моста была всего 14 млрд руб.

 После чиновников слово было передано «группе агитподдержки» законопроекта- приглашенным участникам из Центра развития государственно-частного парт-нерства (ЦРГЧП). Председатель правления ЦРГЧП Павел Селезнев, сдобрив речь упоминаниями Владимира Путина, сказал, что «пора исправлять ситуацию, когда бизнес топчется у входа в регион и не может войти». В качестве наиболее перспективных сфер сотрудничества бизнеса и государства он назвал ЖКХ, образовательные и медицинские проекты. Председатель генерального совета ЦРГЧП Андрей Спиридонов привел пример Великобритании: там ежегодно осуществляется около 80 проектов в рамках ГЧП, которые экономят до 17% бюджета.

 Начальник отдела проектного финансирования электроэнергетики ОАО «Газпромбанк» Павел Шевченко, посетовав на состояние инфраструктуры и неисправное шасси самолета, на котором прибыл, отметил, что для реализации всех намеченных проектов в России необходимо около $800 млрд. «Закон позволит повысить ответственность бизнеса, даст ему ощущение стабильности. При этом условия сотрудничества могут быть самыми различными: например, компания, эксплуатирующая кольцевую дорогу Афин, требует от властей ликвидировать ДТП за 6 минут»,- рассказал восхищенному залу господин Шевченко.

 Единственным конкретным примером нижегородского опыта в этой сфере стало сотрудничество мэрии Арзамаса и германской группы Remondis, которые в декабре прошлого года учредили государственно-частное предприятие ООО «Ремондис Арзамас Сервис». «Закон нужен. Мы столкнулись с этим, когда подписывали договор: работали всю ночь, закончили подписание документа только в 6 часов утра- так много требовалось уточнить»,- рассказал мэр Арзамаса Анатолий Мигунов.

 Остальные ораторы подвергли документ критике и разбирали его буквально по статьям. Профессор ВВАГС Игорь Бажин попросил проверить законопроект на коррупционную составляющую и не отдавать все полномочия по ГЧП правительству области. Это вызвало смех вице-губернатора Владимира Иванова: «Читайте законодательство! Проект обязательно будет проверяться!» Директор Нижегородского центра социально-экономической экспертизы Андрей Дахин возмутился формулировкой о том, что закон не потребует дополнительных финансовых затрат: «Так не бывает! Это же новая технология!» Участники слушаний также напомнили, что ради ГЧП придется создавать отдельную структуру, что повлечет за собой определенные затраты.

 Генеральный директор Центра социально-консервативной политики в ПФО Евгений Семенов попросил обратить внимание на то, что государство зачастую не имеет рисков, в отличие от бизнеса, который вкладывает свои средства. Эти опасения тут же разделил директор СООО АП «Фрукты и Продукты» Александр Назаренков, который сказал, что «бизнесу еще нужно подумать, стоит ли работать с государством»: «Сегодня у власти одни, завтра другие. А вдруг будет кидок?» Представители власти оставили эту реплику без ответа, а присутствовавшие бизнесмены и топ-менеджеры крупных компаний были сдержаннее господина Назаренкова и в дискуссии совсем не участвовали.

 Итогом двухчасовых слушаний стало общее ощущение, что закон «сырой» и надо над ним поработать. Министр Дмитрий Сватковский просил не затягивать с принятием документа, так как уже в этом году регион планирует привлечь около 2 млрд руб.

Проект закона содержит:

  • 3 основных формы участия региона в ГЧП;
  • 8 объектов соглашения;
  • 30 условий участия региона в ГЧП.

Первый опыт ГЧП

В декабре 2009 г. мэрия Арзамаса (Нижегородская область) и германская группа Remondis учредили государственно-частное предприятие ООО «Ремондис Арзамас Сервис». 25% уставного капитала ГЧП принадлежат мэрии города, 75% - Remondis Aqua. Компания начнет работу 1 апреля 2010 г. и в течении 15 лет будет управлять имуществом арзамасского «Горводоканала». В ближайшие годы Remondis Aqua обязуется инвестировать в модернизацию водоснабжения и водоотведения города 1 млрд руб.

Какие объекты государство хочет развивать вместе с бизнесом

Международный аэропорт «Нижний Новгород». Физкультурно-оздоровительные комплексы. Мост через Волгу в Подновье. Объездные дороги вокруг Нижнего Новгорода. Объекты социальной сферы.

2006 г. - принят первый в России закон о ГЧП в Питере

10 регионов закон уже принят

17 регионов закон готовится

Источник: «ДК».