Сопровождение проектов

С целью развития механизмов ГЧП на региональном уровне Центром сформирован комплекс мероприятий по организации системы управления проектами ГЧП в субъекте РФ. Привлечение Центра к внедрению системы управления проектами ГЧП позволяет осуществлять подготовку и реализацию пилотных проектов одновременно с формированием в регионе собственных институтов управления проектами. Среди основных мероприятий можно выделить следующие:

  • анализ действующей региональной нормативной базы в сфере ГЧП и инвестиционной деятельности, разработка рекомендаций и проектов нормативных правовых актов;
  • разработка регламентов и методических рекомендаций, организация проектного офиса на базе органа исполнительной власти, ответственного за привлечение инвестиций, проведение научных исследований для оценки эффективности развития инфраструктуры региона с использованием механизмов ГЧП, подготовка Стратегии и Программы развития ГЧП в регионе;
  • организация программ повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих с целью повышения их компетенций в сфере управления проектами ГЧП;
  • оценка потребностей региона в объектах инфраструктуры с учетом особенностей его социально-экономического развития;
  • методическое обеспечение деятельности по отбору, подготовке и реализации проектов ГЧП посредством организации комплексной системы управления сферой ГЧП – «Квалифицированный заказчик»;
  • подготовка рекомендаций по включению отобранных проектов в Программу развития ГЧП в регионе;
  • консультационное сопровождение подготовки проектов ГЧП (юридическая и финансовая составляющие), с привлечением ведущих консалтинговых организаций;
  • привлечение внебюджетного финансирования в инфраструктурные проекты;
  • проведение специальных мероприятий, направленных на широкое информирование общественности о реализуемом проекте ГЧП с целью достижения положительного общественного мнения и привлечения инвесторов.

Основные результаты:

В 2012-2013 гг. Центром осуществлялось взаимодействие с 23 регионами по 48 проектам в сфере транспорта, энергетики, социальной инфраструктуры, комплексного развития территорий. Наиболее значимые из них:

  • разработка финансовой модели и бизнес-плана развития городского округа Домодедово (площадь строительства – порядка 5 млн. кв.м.);
  • реализация контрактов жизненного цикла на поставку локомотивов для нужд ГУП «Московский метрополитен» (общая стоимость контрактов - более 300 млрд. рублей).

В свою очередь эксперты Центра выступали консультантами по наиболее значимым проектам ГЧП в различных отраслях национальной экономики, в том числе:

в сфере здравоохранения и социальной защиты:

  • консультирование IBAM Health Infrastructure Development, LLC по вопросам проектирования, строительства, оснащения и содержания на принципах ГЧП больницы в Астраханской области;
  • сопровождение проекта по строительству и эксплуатации на принципах ГЧП больничного городка мощностью 820 коек в Приморском крае;
  • сопровождение проекта по строительству и эксплуатации по концессионному соглашению реабилитационных центров в Московской области мощностью 1000 коек;
  • сопровождение проекта по строительству и эксплуатации противотуберкулезного диспансера в Воронежской области на основании концессионного соглашения;
  • консультирование управляющей компании пенсионными средствами касательно заключения концессионного соглашения на проектирование, строительство и управление пансионатов для людей пожилого возраста в Московской области;
  • разработка финансовой и правовой модели для проекта по строительству на принципах ГЧП дома престарелых в Республике Бурятия.

в сфере энергетики:

  • структурирование проекта, реализуемого на принципах проектного финансирования, с использованием механизмов ГЧП по строительству сети понижающих подстанций в городе Москве;
  • строительство распределительной сети 20кВ для электроснабжения телевизионного комплекса телекомпании НТВ;
  • строительство распределительной сети 20кВ для электроснабжения стадиона «Динамо»;
  • реконструкция ЦТП с применением энергосберегающего оборудования, создание диспетчерской системы контроля в городе Сургут.

в сфере ЖКХ:

  • консультирование по вопросам заключения концессионного соглашения на проектирование, строительство и эксплуатацию двух полигонов твердых бытовых отходов в Саратовской области суммарной мощностью не менее 450 тыс. тонн в год;
  • подготовка рекомендации компании «Российские коммунальные системы» по улучшению юридической структуры для реализации проектов ГЧП в российском жилищно-коммунальном секторе;
  • сопровождение подготовки и реализации концессионного проекта по строительству и эксплуатации шестнадцати угольных и двух газовых котельных; разработка юридической структуры сделки по проекту модернизации объекта водоснабжения города Липецк.

в сфере транспортной инфраструктуры:

  • участие в разработке технического задания на выполнение работ по юридическому, финансовому и техническому сопровождению проекта развития придорожной инфраструктуры ЦКАД.

в сфере образования:

  • консультирование Департамента образования города Москвы касательно подготовки конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов образования;
  • консультирование инвестиционной компании относительно проекта государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения по строительству и последующей эксплуатации 15 объектов дошкольного и школьного образования в Омской области.

В целях формирования единого подхода к процессу реализации проектов ГЧП в регионах и повышения компетенций публичных заказчиков экспертами Центра при поддержке Минэкономразвития России разработаны методические рекомендации по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ. Минэкономразвития России совместно с Центром в сентябре-октябре 2013 года проведен ряд семинаров для представителей региональных органов власти во всех федеральных округах, в ходе которых были презентованы данные методические рекомендации.