Павел Селезнев: «ГЧП в России развивается почти 15 лет»

«Автодор-Инвест» — единственная на российском рынке инфраструктурных проектов инвестиционно-консалтинговая компания с государственным участием. Каковы задачи компании, ее направления деятельности и участие в привлечении финансирования в проекты государственно-частного партнерства? На эти вопросы отвечает председатель совета директоров ООО «Автодор — Инвест» Павел Селезнев.

— Павел Леонидович, в публикациях, посвященных деятельности компании, можно встретить фразу о том, что «Автодор-Инвест» осуществляет комплексную проработку и сопровождение проектов на всех этапах реализации. Что это означает в деталях?

— Мы готовим техническое, финансовое и юридическое структурирование проектов, организуем привлечение финансирования — в том числе и от иностранных инвесторов, — и часто обеспечиваем их сопровождение, вплоть до ввода в эксплуатацию. Сейчас на счету компании более 50 проектов в транспортной, коммунальной и социальной сферах. Общий объем инвестиций сопровождаемых проектов – 1 трлн рублей. Конечно, в первую очередь наша специализация на транспортной инфраструктуре. Среди сопровождаемых проектов: участки федеральных трасс М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина», строительство платной дороги от Москвы до Санкт-Петербурга, ЦКАД.

Отдельная дочерняя структура «Автодор-Инвеста» занимается проектами в сфере энергетики, ЖКХ, IT, здравоохранения, образования и детского отдыха. Тот факт, что у нас накоплен большой опыт структурирования проектов в интересах государственной компании, дает нам преимущества при взаимодействии с другими госзаказчиками: мы понимаем, что хочет и чего опасается публичная сторона, какие требования выдвигаются, какие эффекты должен обеспечивать тот или иной проект. Все это позволяет найти баланс интересов двух сторон — инвестора и государства.

В настоящее время на рынке государственно-частного партнерства остро стоит вопрос качества подготовки проектов, поэтому одним из важных направлений компании на ближайший период является деятельность в области предпроектного финансирования. С этой целью совместно с ВЭБом мы создаем инвестиционную платформу для поддержки проектов ГЧП, которая позволит привлекать средства на их подготовительную стадию. Соответствующий документ был подписан в начале июня текущего года на Петербургском международном экономическом форуме.

— Можно ли сегодня говорить о проектах ГЧП как о типовых, или каждый из них индивидуален? Расскажите о деятельности компании в части разработки новых форм государственно-частного партнерства.

— Несмотря на то что ГЧП в России интенсивно развивается уже более 10 лет и мы видим много федеральных и региональных проектов, все еще приходится говорить об их некоторой индивидуализации. В целом любой проект требует учета его специфики. В то же время развитие рынка постепенно приводит к определенной типологизации. Безусловно, появляются типовые модели. Их, как правило, разрабатывают крупные инвесторы или регионы с большим опытом в области государственно-частного партнерства.

Если говорить об опыте «Автодор-Инвеста» в части использования и разработки новых форм ГЧП, то мы одновременно опирались на опыт Госкомпании «Автодор», которая создала, по сути, новые модели инвестиционных соглашений в автодорожной сфере, и развивали эти формы. Можно сказать, что весь современный инструментарий ГЧП в области создания, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог на федеральном уровне, включая механизмы долгосрочных инвестиционных соглашений (ДИС), концессий с прямым сбором платы, концессий с платой концедента, операторских соглашений создавался с участием «Автодор-Инвеста».

В настоящее время из новых механизмов, которые также прорабатывает «Автодор-Инвест», можно выделить так называемое корпоративное ГЧП. В отличие от стандартной концессии, оно предполагает заключение соглашения по итогам объявления конкурсов либо по частной концессионной инициативе. Корпоративное ГЧП подразумевает, что публичный партнер выступает на первых порах инициатором и девелопером проекта, создает специальную компанию, с которой в дальнейшем заключается ДИС или концессия, а затем она продается стратегическим инвесторам. Эта схема отрабатывается на М-4 «Дон» и Дальнем западном обходе Краснодара. В мире модель корпоративного ГЧП уже успешно используется.

— Расскажите подробнее о транспортных проектах государственно-частного партнерства, реализуемых компанией на российском рынке. Какие из них вы считаете наиболее удачными?

— «Автодор-Инвест» изначально был нацелен на транспортное строительство. Это предопределялось тем, что мы входим в группу компаний «Автодор». Поэтому вполне естественно преобладание в нашем портфеле дорожных проектов. Мы осуществляли их полное сопровождение, включая организацию сделки, по четырем участкам ЦКАД. Кроме того, в портфеле «Автодор-Инвеста» — участки строящейся М-11, действующей М-4 и другие дорожные объекты. Когда мы говорим об успешности проекта, нужно, прежде всего, определить, каковы ее критерии. Если речь идет о проектах, прошедших полный цикл, от подписания соглашения до полного завершения, то, учитывая сроки, на которые заключаются соглашения, а это 25–30 лет, — нам еще достаточно долго ждать.

Но если все-таки попытаться дать некоторую оценку, то все проекты «Автодор-Инвеста», которые прошли финансовое закрытие, можно назвать успешными. Некоторые из соглашений уже прошли инвестиционную стадию и активно эксплуатируются. Это ли не лучший показатель успешности?

Конечно, при реализации крупных проектов всегда возникают проблемы, связанные с отведением земель, переносом инженерных коммуникаций или сроков сдачи различных этапов и т. п. Но это и есть специфические особенности масштабного строительства, в том числе и в области инфраструктуры. Нельзя исключить возможность возникновения рисков, но заключенные соглашения содержат механизмы их распределения и минимизации, которые способствуют успешности проектов. Большой победой стал, например, запуск обхода Вышнего Волочка в Тверской области (часть автомагистрали М-11), который существенно изменил транспортную ситуацию в регионе, разгрузив М-10 «Россия». Все последующие участки также показали востребованность новой платной дороги пользователями. Именно на этих проектах государство, по сути, училось привлекать частные инвестиции, решать сложные социальные проблемы и снижать риски. Поэтому однозначно мы все только выиграли от их реализации.

— Расскажите о ГЧП-проектах в нетранспортных отраслях, реализуемых компанией. В каких из них государственно-частное партнерство как форма привлечения инвестиций наиболее успешно и оправданно?

— Проектами в нетранспортных отраслях занимается дочерняя структура «Автодор-Инвеста» – компания «ИнфраИнвест». В качестве одного из примеров можно привести первое в России концессионное соглашение в сфере электроэнергетики — создание электросетевой инфраструктуры для самых крупных в ЦФО предприятий по выращиванию и переработке мяса птицы. Мы сопровождали частного партнера — ПАО «МРСК Центра» и осуществляли финансовое и юридическое структурирование проекта.

Также хочется отметить первую федеральную концессию в здравоохранении, предусматривающую оказание медицинских услуг. Соглашение с объемом частных инвестиций в 2,4 млрд рублей было заключено между Минздравом России и АО «Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» в ноябре 2017 года. Проект предусматривает реконструкцию и оснащение этого медицинского центра. «ИнфраИнвест» осуществлял полный цикл структурирования проекта, вплоть до организации сделки.

Помимо этого, в портфеле компании ряд проектов по созданию систем фотовидеофиксации и «Умного города», несколько сделок в промышленном секторе, а также детские сады, оздоровительные лагеря, реабилитационные центры и другие объекты здравоохранения и образования. Хочу отметить, что именно в социальной сфере мы видим активный интерес к механизмам государственно-частного партнерства со стороны регионов. На текущий момент в стране реализуется 460 проектов ГЧП в этом секторе с объемом частных инвестиций около 240 млрд рублей. Появилось немало успешных региональных кейсов, которые можно и нужно тиражировать на всю страну.

— Желаем вам новых свершений в деле улучшения жизни россиян. А что вы пожелали бы коллегам по Госкомпании накануне ее юбилея?

— От всей души поздравляю коллектив Государственной компании «Российские автомобильные дороги» с 10-летием! Дальнейших успехов всем нам в выполнении профессиональных задач, интересных и масштабных проектов, новых и интересных форм сотрудничества! Здоровья и благополучия нашим близким, друзьям и партнерам, успехов в ежедневной работе и удачи во всех начинаниях!

«Дороги. Инновации в строительстве»