Инвесторы ждут минимального гарантированного дохода при реализации проектов на условиях ГЧП.

Артём Володькин, заместитель исполнительного директора Национального Центра ГЧП

Железнодорожная отрасль в последние несколько лет сделала большой шаг вперёд в части реализации инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнёрства. Ещё три года назад была заключена всего одна концессия на развитие железнодорожной инфраструктуры в порту Тамань с объёмом частных инвестиций всего в 362 млн руб. На сегодняшний день добавилось ещё четыре концессии, в том числе две весьма капиталоёмкие – это создание Северного широтного хода (участок Обская – Салехард – Надым) с объёмом частных инвестиций в концессионной части более чем 103 млрд руб. и создание участка Элегест – Кызыл – Курагино с объёмом частных инвестиций 192,4 млрд руб., подписание соглашений по которым состоялось в 2018 году. Отдельное направление, которое развивает ОАО «РЖД» и по которому подписано два концессионных соглашения уже в этом году, – это развитие железнодорожной инфраструктуры на подъездах к особым экономическим зонам. Соглашения подписаны между ОАО «РЖД» и правительствами Калужской и Самарской областей, общий объём частных инвестиций по проектам составляет более 1,7 млрд руб.

Механизмам ГЧП отводится большая роль в реализации инфраструктурной части Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Реализация greenfield проектов, которые сегодня возможно делать по концессионному законодательству, в рамках инвестиционной программы планируется во многом на принципах ГЧП. Возможности самой компании, даже с бюджетной поддержкой, не позволяют реализовать все проекты только за счёт собственных средств. Если говорить о деньгах и проектах, то это триллионы рублей частных инвестиций (около 4 трлн руб. частных инвестиций из 8,7 трлн руб. всего).

Законодательные условия в полной мере сегодня дают возможность реализовывать ГЧП-проекты в железнодорожной сфере. При этом положения закона о концессиях (115-ФЗ) и закона о ГЧП (224-ФЗ) будут уточнены в рамках инициатив Минэкономразвития России, чтобы, к примеру, нормативно закрепить понятие минимального гарантированного дохода, которое присутствует так или иначе во всех железнодорожных концессиях. Участники рынка инфраструктурных инвестиций ждут эти поправки с нетерпением. Также важно, чтобы условия макроэкономического и налогового окружения были неизменны и гарантировались частному инвестору государством. Сегодня законодательство такие стабилизационные оговорки в соглашениях предусматривает, что позволяет привлекать длинные деньги в инфраструктурные проекты.

Одним из примеров проектов с минимальным гарантированным доходом является строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино протяжённостью 410 км.

Источник: Гудок