Государственно-частные проекты в сфере ЖКХ стоимостью меньше 1 млрд рублей не находят поддержки у банков

По данным Центра развития государственно-частного партнерства (ГЧП), интерес частных инвесторов к совместным с государством проектам в сфере ЖКХ стремительно растет. При этом средняя стоимость проекта в коммунальной сфере, реализуемого на условиях ГЧП, составляет 155 млн рублей. Однако инвесторы не хотят браться за проекты стоимостью меньше 1 млрд рублей: для каждого подобного проекта приходится заново собирать необходимый пакет документов и разрабатывать механизм реализации.

В исследовании Центра развития государственно-частного партнерства (ГЧП), в частности, говорится, что из 859 проектов, реализуемых в коммунальной сфере на основе концессионных соглашений, наибольшее количество (456) приходится на объекты теплоснабжения, чуть меньше (348) — на объекты водоснабжения и водоотведения.

При этом из 79,5 млрд рублей инвестиций в объекты водоснабжения чуть менее 79 млрд рублей — частные инвестиции. Приблизительно такая же картина — по проектам в области теплоснабжения: из 35 млрд рублей объем частных инвестиций составляет 29,9 млрд рублей. Средний срок реализации проектов на основе концессионных соглашений — 10 лет.

По данным центра, интерес инвесторов к ГЧП в ЖКХ значительно вырос: если в 2014 году объем частных инвестиций в концессионных проектах составлял всего 7,2 млрд рублей, в 2015-м называется сумма почти в 10 раз больше — 71 млрд рублей. А за первые два квартала 2016 года сумма частных инвестиций составила уже 54,75 млрд рублей.

Примечательно, что средний объем инвестиций в концессионных проектах коммунальной сферы оценивается центром в 155 млн рублей.

Центр развития ГЧП отмечает, что для создания более комфортных условий для привлечения частных инвестиций механизмы ГЧП в последнее время активно прорабатываются на законодательном уровне. Однако необходимо еще устранить ряд противоречий в законодательстве, чтобы ГЧП в коммунальной сфере заработало в полной мере. Например, недостаточно четко обозначены механизмы возмещения затрат концессионера. Непонятно, как учитывать в концессионном соглашении так называемое бесхозное недвижимое имущество и что делать с тем имуществом, которое не включено в концессионное соглашение, но требует реконструкции.

В свою очередь, в аналитическом докладе Совета Федерации «Об основных направлениях государственной региональной политики в РФ», распространенном палатой в конце октября, отмечается, что, как правило, в процессе реализации подобных мегапроектов ГЧП механизмы согласования управленческих решений компаний и государства непрозрачны и запутанны.

«Зачастую достигнутые договоренности подвергаются коррекции уже в процессе исполнения, что разрушает их целостность. Основной недостаток существующих механизмов — отсутствие координации потребностей в инвестиционных ресурсах и реальных объемах инвестиций компаний и государства», — говорится в докладе Совфеда.

Ранее министр строительства и ЖКХ Михаил Мень называл цифру 500 млрд рублей, необходимую для того, чтобы обновить всю коммунальную инфраструктуру. Очевидно, что за счет одних государственных средств эту задачу выполнить невозможно. При этом государство планирует сокращать свою долю в проектах по модернизации коммунальной инфраструктуры.

Все эти неразрешенные вопросы, говорят представители российских банков, приводят к тому, что потенциальные инвесторы не рискуют браться за небольшие муниципальные проекты. Как рассказали «Известиям» в одном из крупных банков, несколько кредитных учреждений, которые в принципе готовы работать с проектами ГЧП, вряд ли будут участвовать в проектах стоимостью менее 1 млрд рублей. При наличии множества вопросов на законодательном уровне для каждого проекта фактически приходится заново разрабатывать необходимый пакет документов и механизм реализации.

— Возни получается много, а маржи мало, — поясняет собеседник «Известий».

Старший управляющий директор Сбербанка Михаил Чачин подтвердил «Известиям», что в данный момент банк в основном работает в крупных федеральных проектах. Как правило, это мегапроекты в дорожном строительстве. При этом Чачин считает, что «существует огромная потребность в регионах в проектах гораздо меньшего масштаба — нужно строить объекты социальной сферы, менять инфраструктуру ЖКХ и т.д.».

Среди основных трудностей, с которыми сталкиваются все стороны проектов ГЧП, он называет высокие затраты на подготовку проекта и, в частности, на подготовку документации, отсутствие компетенций и опыта реализации подобных проектов команд в регионах и, собственно, отсутствие тех самых частных партнеров.

Вместе с тем Михаил Чачин утверждает, что Сбербанк видит большие перспективы в небольших проектах до 1 млрд рублей и «принял внутреннее решение о выходе на этот рынок». Помочь в этом, по замыслам банка, должна его широкая территориальная сеть.

— Мы определили для себя перечень отраслей, где типовые решения возможно применять на территории всей страны, например коммунальная инфраструктура, социальная сфера, региональные и муниципальные бесплатные дороги. В понятие «типовое решение» мы вкладываем набор шаблонных документов, которые помогут подготовить, а в дальнейшем сопровождать и финансировать проект. Это поможет значительно сократить время подготовки проекта, — пояснил Чачин.

В Газпромбанке, который также активно финансирует инфраструктурные проекты совместно с государством, на запрос «Известий» оперативно ответить не смогли.

Источник: Известия