ФАС уполномочена сократить

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает внести изменения в концессионное законодательство. Антимонопольщики намерены пресекать практику стопроцентного возврата инвестиций за счет бюджета, а также ввести минимальный порог участия частного капитала в концессионных проектах. Эксперты считают, что это приведет к фатальному сокращению количества как проектов, так и инвесторов, а также заморозит развитие рынка концессионных облигаций.

В начале недели на сайте службы было опубликовано заявление, в котором излагались планы ведомства на изменение существующей практики заключения концессионных соглашений. «ФАС России предлагает... установить в законе о концессионных соглашениях минимальный размер доли финансирования частным инвестором», – говорится в сообщении. По словам исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светланы Бик, антимонопольщики заняли жесткую позицию после кейса «Башкирдорстроя». В конце января ФАС постановила аннулировать результаты конкурса на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск, который выиграла эта организация. По условиям соглашения затраты концессионера должны были полностью возмещаться за счет государства, и с этим обстоятельством не согласилась ФАС. «Позиция ФАС: в конкурсе, где есть плата концедента и из бюджета полностью компенсируются затраты частного партнера, – это не концессия и не инвестиция», – говорит госпожа Бик. В пресс-службе ФАС подтвердили, что предложения исходят из позиции ведомства относительно природы возвратных средств в концессиях. «Финансирование части расходов на строительство за счет собственных или привлеченных средств компании – победителя торгов с последующей оплатой из бюджета – это типичная ситуация для госзакупок», — сообщили в пресс-службе. Концессией же, по словам антимонопольщиков, может считаться только такое соглашение, при котором «предусматривается прибыль за счет эксплуатации объекта концессионного соглашения из иных источников (не бюджета) – например, оплата проезда по платной дороге и т. д.».

Участники рынка считают, что если законодательно будет принята точка зрения ФАС, то концессионный рынок сильно сократится. По словам председателя правления Центра развития ГЧП Павла Селезнева, станет невозможной реализация большинства проектов с привлечением частных инвестиций в автодорожной отрасли, в большинстве отраслей социальной сферы, развития IT-инфраструктуры. «В таких проектах или очень низкий, или непрогнозируемый платежеспособный спрос населения, и частный инвестор никогда не будет готов нести риски окупаемости», – указывает он. По оценкам центра, доля таких проектов в общем числе небольшая – 3-5%но объем частных инвестиций в них традиционно высок – примерно треть всех частных инвестиций, привлекаемых в инфраструктуру.

К сжатию рынка может привести и законодательное закрепление минимальной доли участия частного капитала в таких проектах. «Доля участия бизнеса и государства рассчитывается исходя из экономики каждого проекта. В ряде случаев она будет более 50%, в других – 25%, и это будет оправданно», – говорит исполнительный вице-президент Газпромбанка (входит в топ-3 советников концессионных проектов по версии агентства «Инвестинфра») Алексей Чичканов. По его словам, главные опасения рынка – относительно цифры, которая будет фигурировать в законе. «Ограничения уменьшат круг инвесторов в инфраструктуру, которых сейчас и так можно пересчитать по пальцам одной руки», – уверен он.

В результате развитие рынка концессионных облигаций, к идее которого недавно вновь вернулся ЦБ, может быть заморожено. В настоящее время в обращении находится 21 выпуск концессионных облигаций на сумму 80 млрд руб. Большую часть этих бумаг выкупили крупные пенсионные фонды – «Газфонд», «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Будущее», «ВТБ Пенсионный фонд» и другие. «Для НПФ важно привязывать доходность к уровню инфляции, и это, как правило, реализовывалось через механизм фиксированных платежей из бюджета в виде платы концедента, которая учитывала эту минимальную для пенсионных денег доходность», – указывает господин Селезнев. Кроме того, соглашения предусматривали и гарантии минимальной доходности — условные обязательства бюджета заплатить, если доход концессионера будет ниже, чем установлен сторонами в соглашении. Но из-за расширенного толкования позиции ФАС эти положения могут оказаться неприменимы, резюмирует эксперт.

Источник: Коммерсант