ФАС просят не гонять инвесторов

Решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), отменившей итоги конкурса на строительство участка трассы в Башкирии, обеспокоило участников рынка концессий. Крупнейшее профильное объединение «Центр развития ГЧП» обратилось к главе службы Игорю Артемьеву с просьбой организовать совместную рабочую группу для выработки последовательной политики применения концессий в РФ. Ранее решение ФАС по отмене конкурса оспорили чиновники Минтранса и Минэкономики, а также губернатор Башкирии Рустэм Хамитов.

Как стало известно "Ъ", сегодня Центр развития ГЧП (государственно-частного партнерства; работает при поддержке Торгово-промышленной палаты и объединяет большинство участников этой отрасли из числа строительных и инфраструктурных компаний) направит в ФАС обращение о судьбе концессий в РФ. Экспертов обеспокоило недавнее решение ФАС: в январе ее региональное управление в Башкирии отменило итоги конкурса на строительство трассы Стерлитамак – Магнитогорск (один из участков транспортного коридора Европа – Западный Китай). Обоснование отмены — нарушение законодательства о концессиях. Чиновники указали, что затраты инвестора по проекту возмещаются из бюджета, поэтому конкурс следует считать госзакупкой.

По данным "Ъ", речь в этом проекте шла о постепенном возврате инвестиций с помощью так называемой платы концедента (местного правительства). ФАС, реагируя на этот случай, уже предложила законодательно ограничить размер возмещения инвестору. Глава службы Игорь Артемьев заявил, что «если концессионер не вкладывает своих денег, концессии нет, это нарушение 44-го закона». Позиция ФАС вызвала недовольство чиновников, занимающихся инфраструктурой. Первый заместитель главы Минтранса Евгений Дитрих и заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский раскритиковали решение службы, посчитав, что практика ФАС может отпугнуть инвесторов. Не согласился с антимонопольным ведомством и губернатор Башкирии Рустэм Хамитов. Выигравший отмененный конкурс «Башкирдорстрой» оспорил решение ФАС в Арбитражном суде Москвы, разбирательство по существу пройдет 7 апреля.

В письме Игорю Артемьеву Центр развития ГЧП обращает внимание службы на то, что «ключевым принципом регулирования сферы ГЧП должно быть обеспечение благоприятного инвестиционного климата» с помощью последовательной и предсказуемой политики государства. В связи с этим центр призывает ФАС создать экспертную группу по проблемам правоприменительной практики в ГЧП, заключив соглашение о взаимодействии. В первую очередь участники рынка хотели бы обсудить правовую и экономическую природу платы концедента, требования к участникам конкурсов, понятия "реконструкция" и "эксплуатация" в законодательстве, а также соотнесение законодательства о концессиях и госзакупках.

В обращении отмечено, что для обеспечения роста ВВП не ниже 4% в год инвестиции в инфраструктуру надо увеличивать на 10% в год, до 3,5 трлн руб. в год к 2020 году. Однако за последние пять лет реальные расходы на инфраструктуру снижались на 10% ежегодно, а доля частных инвестиций сейчас не достигает и 3% от общего объема вложенных средств.

В связи с отмененным конкурсом в Центре развития ГЧП отмечают, что сейчас в России реализуется более 40 проектов с возвратом инвестиций полностью или в основном за счет платы концедента. В эти проекты частные инвесторы вложили или должны вложить в ближайшие два-три года 270 млрд руб., или треть от всего объема частных инвестиций в проектах ГЧП. В центре отмечают, что аналогичные механизмы использовались для дорожного строительства в Австрии, США, Канаде и Великобритании. По такому же принципу финансируется строительство пунктов сбора оплаты системы «Платон», отдельные участки трассы Москва – Санкт-Петербург. Так же будут финансироваться два участка Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье, проекты в Хабаровске, Перми и Башкирии.

В ФАС "Ъ" сообщили, что о намерениях участников рынка обратиться к ним пока не знают, но приветствуют желание обсудить совершенствование регулирования в сфере концессий, в том числе и в части платы концедента.

Источник: Коммерсант