Частное навстречу государственному

Сегодня на территории России реализуется множество проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных отраслях и во всех регионах. Это и строительство дорог, и реконструкция аэровокзалов, и возведение рекреационных объектов, и обслуживание коммунального хозяйства. Для Кубани, по мнению экспертов, наиболее актуальными будут проекты автодорожного и туристического ГЧП.

Согласно данным Национального центра ГЧП (платформа поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА»), в России на сегодняшний день заявлены или уже реализуются (а некоторые уже реализованы) проекты в коммунально-энергетической, социальной, эксплуатационной, транспортной, благоустроительной, информационной, сельско- и охотохозяйственной и оборонной сферах. Объем инвестиций в реализацию проектов различный и колеблется от нескольких сотен миллиардов (строительство железной дороги и угольного терминала на Дальнем Востоке, строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге) до нескольких миллионов рублей (капитальный ремонт и реконструкция тепловых сетей в муниципалитетах, организация бесперебойного водоснабжения муниципалитетов, содержание объектов культурного наследия, концессионное обслуживание бань и котельных, строительство гостиничных комплексов и др.).

Соблазн для частного капитала

В Краснодарском крае, согласно базе «РОСИНФРА», заявлено три десятка проектов, уровень которых обозначен как «муниципальный», а сфера проектов, в большинстве своем — коммунально-энергетическая. Из них 16 находятся в статусе реализации — «эксплуатация», еще у трех проектов статус реализации — «инвестиционный». Уровня реализации проектов «федеральный» в крае нет, по крайней мере, в базе такие проекты не указаны. Отчасти к ним можно отнести реализацию нескольких транспортных проектов, которые затрагивают территорию региона. Например, автомобильная дорога М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска или строительство нескольких инфраструктурных объектов (железнодорожных) в сухогрузном районе морского порта Тамань.

По мнению эксперта УК «Финам-Менеджмент» Дмитрия Баранова, в Краснодарском крае благоприятная почва для реализации государственно-частных партнерств. В частности, считает эксперт, речь идет о достижении частным инвестором финансового результата в приемлемые сроки. «Не исключено, что этому способствовало и то, что данные проекты хорошо проработаны с административной, юридической и организационной точек зрения. Региональные и муниципальные власти выполнили большой объем работы, подготовили необходимую документацию, заинтересовали потенциальных инвесторов, и, конечно же, сами принимают активное участие в реализации этих проектов. Еще одной возможной причиной, объясняющей наличие в регионе проектов ГЧП, является то значение, которое имеет регион в развитии страны. Он является одним из ключевых субъектов Российской Федерации и вносит значительный вклад в ВВП страны. Краснодарский край привлекает как российских граждан, так и иностранцев, причем не только с рекреационными целями, что делает его весьма популярным. А это значит, что здесь многие объекты должны не просто достойно выглядеть, но и выдерживать значительную нагрузку, работать безаварийно, и власти готовы реализовывать эти проекты»,— комментирует эксперт. В то же время, по словам Дмитрия Баранова, для инвесторов участие в ГЧП в Краснодарском крае дает не просто опыт, который впоследствии можно применить в других проектах, но и благоприятно отражается на их репутации, позволяет получить новые заказы, причем не только на территории региона.

По словам аналитика АО «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, как правило, ГЧП эффективны в двух случаях: либо при реализации капиталоемких потенциально медленно окупаемых инфраструктурных проектов (на транспортную сферу приходится более 60% по объему вложений), либо высокорискованных проектов в высокотехнологичной или сельскохозяйственной сфере. «Зачастую ГЧП остается единственным способом привлечь иностранных инвесторов»,— констатирует эксперт. Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова считает, что в России, насколько известно, государственно-частные партнерства инициированы и успешно реализуются преимущественно в строительстве, сфере ЖКХ, инфраструктурных проектах.

Концессия всему голова

В сере­дине декабря прошлого года в Москве состоялась конференция «Мифы и легенды ГЧП», где свое видение ситуации на сегодня в данной сфере высказали представители бизнес-ассоциаций, топ-менеджеры, консультанты и руководители юридических департаментов российских и международных компаний. Как отметил на конференции исполнительный директор управления инфраструктурного финансирования Сбербанка Виктор Афонин, в подавляющем большинстве случаев инвестпроекты с участием региональных властей на сегодняшний день не превышают 3 млрд руб., муниципальных — 500 млн руб. По словам директора по ГЧП АО «ВЭБ-инфраструктура» Кирилла Малютина, сегодня растет количество проектов, которые реализуются в рамках частной концессионной инициативы. Директор по ГЧП и концессионным проектам «Федеральной технологической компании» Дарья Годунова утверждает, что в скором времени среди сфер, где может быть востребован инструмент ГЧП-проектирования, появится транспорт (от светофоров до средств безопасности), здравоохранение (цифровые технологии при оказании медицинских услуг — от лечения до электронных медкарт), сельское хозяйство (электронные системы для оптимизации или контроля сельхозпроизводителей), благоустройство городской среды (умные остановки, wi-fi, парковки), промышленность (программное обеспечение производства — от конвейера до учета), ЖКХ (технологии сбора мусора, охраны окружающей среды) и государственные сервисы (электронный документооборот). Одна из сложностей реализации ГЧП-проектов в сфере IT, по мнению госпожи Годуновой,— ограничения по муниципальной собственности. «Согласно закону, ГЧП-проекты в сфере IT пока можно заключать только на федеральном и региональном уровнях»,— подчеркнула эксперт.

Как отметил главный юридический советник проектного офиса «Инфраструктура России» Денис Сверчков, финансирование проектов ГЧП может происходить с помощью инфраструктурных облигаций и секьюритизации обязательств. Инструмент инфраструктурных облигаций, по его словам, достойно зарекомендовал себя в Европе и положительно влияет на репутацию проекта. «Это отличная возможность для эмитента для диверсификации базы инвесторов»,— отметил господин Сверчков. Потенциальными покупателями облигаций, по мнению спикера, могут быть негосударственные пенсионные фонды, банки и страховые компании. Директор по правовым вопросам «РТ-Инвест транспортные системы» Александр Коновалов привел в качестве примера удачного ГЧП на транспорте систему взимания платы «Платон». С ее помощью, по словам спикера, на ремонт дорог и мостов уже собрано почти 60 млрд руб., отремонтировано более 2 тыс. км дорог, продолжается строительство и реконструкция свыше 30 мостов.

Вложения по обоюдному согласию

Аналитик Тимур Нигматуллин отмечает, что в России самым известным примером успешного ГЧП можно считать строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Это платная автодорога протяженностью 46,6 км (55% — искусственные сооружения: эстакады, мосты, путепроводы и тоннели) и шириной от четырех до восьми полос движения, которая проходит вдоль выходящей на Финский залив западной части Северной столицы и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России.

В Краснодарском крае характерным примером ГЧП, по мнению аналитика, может стать строительство трассы Джубга—Сочи. «Впрочем, ранее Минтранс России оценил проект в 1,2 трлн руб., поэтому вероятность утверждения пока невысока»,— подытожил эксперт. Как ранее сообщал «Ъ-Кубань», новая выпрямленная трасса от Джубги до Сочи взамен существующего серпантина была включена в перечень из около 400 проектов федерального Минтранса. До олимпийской столицы планируется проложить четырехполосную скоростную трассу, которая на 50 км сократит путь до курорта. Она будет оснащена тоннелями и мостами и пройдет вне населенных пунктов. В проекте предлагают поучаствовать частному бизнесу. Еще одним автодорожным проектом, который может появиться на территории Краснодарского края на условиях ГЧП, может стать трасса, связывающая регион Кавминводы и Сочи. Строительство данной магистрали прорабатывается в Министерстве по делам Северного Кавказа РФ. В марте прошлого года заявлялось, что уже существует интерес компаний, готовых инвестировать в данный проект, в частности фонда Pariano Invest из Объединенных Арабских Эмиратов.

По словам Анастасии Сосновой, на Кубани особенно перспективными выглядят совместные государственно-частные проекты в туристической отрасли. «Но и здесь частные инвесторы могут столкнуться с трудностями. Взять хотя бы печально известный государственно-частный проект по строительству горноклиматического курорта «Лагонаки». Первый этап планировалось завершить к 2019 году. По проекту государство должно было инвестировать в дороги, электроснабжение, воду, газ, инфраструктуру около 16 млрд руб. Бизнес — возвести коммерческую недвижимость. Но проблема из-за границ объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО помешала реализации этих планов»,— констатировала аналитик.

Кстати, еще одним ярким проектом ГЧП на Кубани может стать реконструкция визитной карточки Краснодара — кинотеатра «Аврора» — силами бизнес-структур экс-владельца сети «Магнит» Сергея Галицкого. Кинотеатр находится в центре краевой столицы и является объектом культурного наследия, в частности из-за уникального архитектурного и инженерного решения конструктива. Построен он был по проекту архитектора Евгения Сердюкова в 1967 году, закрылся на реконструкцию в конце 2014-го. Первоначально предполагалось, что его фасад будет обновлен к декабрю 2015-го, а отреставрированная «Аврора» откроет двери в конце 2015-го — начале 2016-го годов. Подрядная организация из Дагестана, по словам представителей краснодарской мэрии, нарушила внутреннюю отделку кинотеатра, повредила конструкции здания, снесла несущие перегородки, порвала 3D-экран и разрушила множество элементов. Договор с подрядчиком был окончательно расторгнут через суд только в прошлом году. Летом 2017 года господин Галицкий заявил, что готов реконструировать «Аврору» в киноконцертный центр. Сумма приблизительных вложений оценивалась в 600 млн руб. В настоящее время готовится к подписанию соглашение по передаче кинотеатра концессионеру.

Деньги до востребования

Тому, что не все проекты ГЧП реализуются, по мнению экспертов, есть ряд причин. По словам Дмитрия Баранова, в первую очередь важен финансовый фактор. «Не исключено, что деньги инвесторам в каком-либо проекте могут возвращаться небольшими частями или это может происходить довольно долго. Если государство может быть согласно на такие условия, не исключено, что частные инвесторы могут быть не заинтересованы в них и хотели бы их изменить, к чему власти пока не готовы»,— рассказывает собеседник.

По мнению господина Баранова, существует много факторов, препятствующих реализации проектов ГЧП. Например, может быть не решен вопрос землеотвода или не переложены какие-либо коммуникации и так далее. «Могут быть, например, отложены решения властей или не урегулированы другие вопросы. Наконец, возможно, что у частных инвесторов просто нет интереса к проекту. А возможно, время для реализации какого-либо проекта пока не настало или, например, должно быть сделано что-то другое, прежде чем его начнут реализовывать. Но если проект сформирован, в нем предлагаются хорошие условия, то найти частного инвестора для его реализации возможно»,— подытожил эксперт.

Между тем, по словам Анастасии Сосновой, с трудностями в реализации проектов ГЧП сталкивается и государство, например, при поиске частного финансирования. «Инвесторы не очень охотно идут в сегмент ЖКХ, где тарифообразование регулируется, что сильно отражается на прибыльности предприятий»,— говорит аналитик.

Источник: Коммерсантъ