«Камбарку» ставят на продажу

В «Мечеле» готовы продать порт «Камбарка» при условии выгодного коммерческого предложения, но вопрос продажи не является приоритетным, и компания продолжит вложения в его развитие. Ранее сообщалось о планах создания на базе порта логистического центра, свою заинтересованность в проекте высказало правительство Удмуртии. Эксперты сходятся во мнении, что реализовать логистический центр на базе порта должен профильный инвестор, заинтересованный в развитии портовой инфраструктуры.

ПАО «Мечел» рассматривает возможность продажи порта «Камбарка». Об этом на собрании акционеров общества сообщил генеральный директор компании Олег Коржов. Кроме местного порта, компания планирует продать «Южуралникель» и «Москокс». На запрос “Ъ-Удмуртия” в компании пояснили, что продажа порта не является вопросом первостепенной важности. «Транспортный объект встроен в логистические потоки группы и предоставляет транспортно-экспедиторские услуги сторонним клиентам. В "Мечеле" готовы рассмотреть данный вопрос в случае получения действительно выгодного коммерческого предложения», — сообщили в пресс-службе компании. Кроме того, планы по развитию порта остаются в силе, подтвердили в компании.

Компания «Мечел» приобрела АО «Порт Камбарка» в 2005 году. Сумма сделки составила 97 млн руб. Компания планировала развивать собственную транспортную инфраструктуру и снизить стоимость перевозки и перевалки грузов. Порт является одним из крупнейших в Камском речном бассейне. Через порт ведутся поставки в Турцию, Румынию, Болгарию и далее в Центральную и Западную Европу. С момента покупки транспортного актива группа «Мечел» вложила более 100 млн руб. в реконструкцию подъездных путей. В январе этого года республиканские власти сообщили о намерении сотрудничать с группой «Мечел» в создании логистического центра в формате государственно-частного партнерства.

На решение «Мечела» о продаже порта могло повлиять ухудшение финансово-операционных показателей. Как пояснил “Ъ-Удмуртия” младший партнер практики «Стратегия и операционная эффективность» АО «НЭО Центр» Сергей Демин, большая часть выручки порта в 2016 году приходилась на перевалку щебня, что было связано со строительством мостов через реки Каму и Буй. Концессионером при строительстве мостов выступала «Региональная инвестиционная компания». «После введения мостов в эксплуатацию в 2017 году объемы перевалки строительных материалов и щебня упали более чем в 3 раза. Заместить такие объемы компании в полной мере не удалось. В связи с этим доходы порта сократились на 50%», — пояснил Сергей Демин. По словам собеседника, в сложившихся условиях объект не выглядит инвестиционно-привлекательным. «ПАО «Мечел» в настоящее время активно ищет способы снизить собственную долговую нагрузку, и развитие убыточного порта сложно укладывается в текущую стратегию холдинга. Велика вероятность, что с новым собственником порта правительство республики найдет общий язык», — добавил эксперт.

Развитие порта в формате логистического центра, по мнению Сергея Демина, может увеличить транспортный поток через мостовые переправы и снизить выплаты по концессии из бюджета Удмуртии. «Согласно концессионному соглашению на строительство все тех же мостов, правительство республики обязано доплачивать концессионеру порядка 400 млн руб. в год за их недостаточную загрузку грузовым транспортом», — заметил Сергей Демин.

По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, изменить финансовое состояние порта «Камбарка» можно за счет крупных инвестиции в расширение инфраструктуры и роста спроса на перевалку в регионе. «Это возможно за счет увеличения темпов строительства жилья или организации новых предприятий. В противном случае капитальные вложения окажутся бессмысленными», — отметил господин Хазанов. При этом эксперт заметил, что финансовое положение «Мечела» в настоящее время улучшилось, однако компании выгоднее продать актив, чем продолжать поддерживать за свой счет на фоне растущей убыточности последнего.

Ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков считает, что порт «Камбарка» может заинтересовать специализированные транспортные компании, способные превратить его в более востребованный логистический центр. «Для этого необходимо разнообразить и увеличить объемы перевалки грузов, что для Удмуртии может быть сложной задачей. В любом случае, покупателем порта должна быть компания, которая будет использовать его на значительную часть возможностей», — отметил эксперт.

Исполнительный директор АНО «Национальный Центр ГЧП» Максим Ткаченко не исключает возможности развития порта посредством применения механизмов ГЧП в случае его продажи. «Вопрос вовлечения в проект всего необходимого имущественного комплекса, например, причальных стенок, новых земельных участков, находящихся в собственности региона, еще стоит на повестке», — добавил господин Ткаченко. По словам эксперта, концессионная модель может стать решением в случае, если инвестор будет заинтересован в развитии портовой инфраструктуры.