Национальный Центр ГЧП подготовил экспертный обзор и поправки в Законопроект о защите и поощрении капиталовложений

10 декабря 2019 года в Госдуме в первом чтении будет рассмотрен Законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной̆ деятельности в Российской̆ Федерации» (Законопроект, Законопроект о ЗПК), внесённый Правительством РФ. Эту законодательную инициативу уже назвали новыми инвестиционным кодексом, а большинство участников инфраструктурного рынка считают законопроект самой серьёзной угрозой для дальнейшего развития сферы ГЧП в России за всю ее историю.

По итогам трехнедельной работы с экспертами и Минфином России Национальный Центр ГЧП подготовил поправки в законопроект, которые должны лечь в основу общей логики доработок ко второму чтению. Ключевые положения, касающиеся сферы ГЧП, и редакция данных положений, которая, по мнению Центра, является компромиссной, представлена в специально подготовленном экспертном релизе.

"Мы благодарим Минфин, что все это время он был открыт для дискуссий и инициировал серию экспертных консультаций. Пока подготовленные нами и другими экспертами предложения находятся на рассмотрении, мы посчитали необходимым опубликовать итоги нашей трехнедельной работы, в том числе для целей более широкой консолидации профессионального сообщества при доработке ко второму чтению, - сообщил генеральный директор Национального Центра ГЧП Павел Селезнев.

По мнению Центра, участников рынка ГЧП больше всего пугают те положения закона, которые допускают различные толкования того, как соотносятся между собой̆ режимы ЗПК и концессионных соглашений, соглашений о ГЧП. Положения Законопроекта могут быть истолкова­ны так, что новый Закон о ЗПК получит приоритет над законодательством о ГЧП, это касается как процедурных вопросов (рассмотрение, оценка, принятие решения), так и вопросов применения различных форм финансового и имущественного участия бюджета в таких проектах.

По мнению ряда экспертов, одним из самых простых вариантов решения было бы полное исключение ГЧП, в том числе концессий, из-под действия нового Законопроекта. Такой подход приведет к невозможности использования в проектах ГЧП и концессиях тех защитных механизмов и мер поддержки, которые дает режим ЗПК. По мнению Центра, рынок ГЧП не может существовать в некоторой альтернативной реальности по отношению к общему «инвестиционному кодексу» страны, это может стать такой же отложенной на будущее проблемой, как случилось с «Башкирским делом». Поэтому необходимо искать способы договориться, другого пути нет.

Своевременный диалог с экспертами ГЧП-рынка на ранней стадии работы над законом, в частности, когда появилась идея его расширения на общий инвестиционный режим, помог бы избежать текущей острой реакции ГЧП-сообщества и аврального режима работы над новым текстом. Теперь же Центру и ключевым участникам рынка остается консолидироваться, вступить в конструктивный диалог с Минфином и ко второму чтению выработать редакцию, которая не навредит, а усилит рынок ГЧП.