Максим Ткаченко принял участие в круглом столе Совета Федерации по ГЧП в сфере развития информационной инфраструктуры

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин провел «круглый стол» на тему «государственно-частное партнерство в сфере развития информационной инфраструктуры», в работе которого принял участие и Исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко.

В России с 2017 года реализуется программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», нацеленная на поддержку проектов российских компаний по широкому внедрению сквозных цифровых технологий в экономике. Для реализации этих мер до 2021 года планируется направить более 70 миллиардов рублей из бюджета. Однако важным подспорьем для цифровизации жизни россиян станет участие в этом процессе бизнеса.

«Цифровая экономика остро нуждается в частных инвестициях, мы все это хорошо понимаем. Поэтому большое значение приобретает создание условий для бизнеса на рынке услуг по хранению и обработке информации, в том числе с использованием облачных сервисов», — сказал член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин.

По словам Цепкина, в нашей стране уже накоплен богатый опыт развития государственно-частного партнёрства как наиболее распространённого инструмента привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты. Успешным примером ГЧП в сфере цифровой экономики является взаимодействие государства с компанией «Ростелеком»: в информационной сфере компания реализует более 60 проектов государственно-частного партнёрства на общую сумму свыше 12 миллиардов рублей.

Сенатор отметил, что с 1 июля текущего года вступили в силу принципиально важные поправки в федеральные законы. «Установлена возможность заключать соглашения о партнёрстве с частными компаниями в сфере развития информационно-телекоммуникационных систем. Это в значительной мере позволит ускорить темпы цифровизации страны, сделает этот рынок более прозрачным. А значит, улучшит качество конкуренции», — заметил Цепкин.

Исполнительный директор АНО «Национальный центр ГЧП» Максим Ткаченко рассказал участникам «круглого стола» о механизмах государственно-частного партнёрства и концессий в инфраструктуре «умных городов». По его словам, возможности применения механизмов ГЧП для «умного города» широко применяются в сферах ЖКХ («умные счётчики«, „умные водоканалы“ и »котельные»), строительстве и энергетике, уличном и общественном пространствах (управление городским дорожным освещением, создание точек доступа Wi-Fi, «умные пешеходные переходы»), в инфраструктуре транспорта («умные светофоры», «парковочные места»), в области общественной безопасности и во многих других сферах.

Однако, внедрению таких технологий по всей России, по словам Ткаченко, мешают два существенных пробела в законодательстве. Первый — жёсткий запрет на участие иностранцев в таких проектах (между тем как большинство применяемых технологий — таких как технологии распознавания, бесконтактной оплаты и так далее — в основном зарубежные). А второй — отсутствие в законодательстве возможности внедрения проектов по цифровизации на уровне муниципалитетов. «Нужно решить эту техническую проблему», — попросил сенаторов Максим Ткаченко.

В этой просьбе эксперта поддержали директор проектов продуктового офиса «Умный город» ПАО «Ростелеком» Надежда Кострюкова и директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. «Маленькие компании, стартапы хотели бы предложить свои услуги по созданию информационных систем на муниципальном уровне. И они столкнулись с тем, что никаких нет возможностей, установленных законодательством, как это сделать. Действительно, на муниципальном уровне необходимо предусмотреть возможность заключения концессионных соглашений государственно-частного партнёрства», — подчеркнула Орехович.

«У нас в России больше тысячи муниципальных образований, которые хотели бы внедрить у себя «умный город». Но для этого нужна система финансирования, — отчасти согласился с выступавшими Олег Цепкин. — И коль скоро у нас есть государственная политика по информатизации, то мы должны говорить и о том, чтобы административные полномочия муниципалитетов были бы подкреплены финансовыми».

В заключение сенатор отметил, что внедрение новых подходов при заключении соглашений позволит создать основания для развития взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом. Через механизмы ГЧП государство получит возможность широко привлекать частные инвестиции, передовые технологии и лучший опыт для решения задач по цифровизации экономики.

Источник: Парламентская газета