ГЧП все ближе к людям: насколько инвестор заинтересован в социальных проектах и что мешает ему их реализовать

19 июня открылся III Форум cоциальных инноваций регионов, который объединил около трех тысяч участников. В рамках форума при поддержке Национального Центра ГЧП состоялась сессия «Государственно-частное партнёрство: инструмент развития социальной инфраструктуры в регионах». Модераторами выступили член Совета Федерации, председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству Олег Мельниченко, председатель правления Национального Центра ГЧП Павел Селезнев и заместитель министра экономического развития Михаил Расстригин.

Дискуссию открыл Олег Мельниченко. «Мы понимаем, что потенциал бизнеса в социальной сфере очень значительный. Но нам надо понять, что должно делать государство, что должен делать бизнес, что должен делать некоммерческий сектор для того, чтобы мы смогли привлечь частного инвестора в социальную сферу», - сказал он, отметив, что по итогам встречи будут собраны рекомендации для резолюции форума.

Павел Селезнев отметил, что ГЧП в социальном секторе развивается очень активно. «Последние 5 лет мы видим тренд на проекты до 1 млрд рублей как раз в социальной сфере, все больше региональный бизнес интересуется этой сферой и все больше начинает осваивать механизмы ГЧП», - добавил он. По его словам, с учетом того, что появляется опыт, появляется и большое количество вопросов административного характера, каждый регион может поделиться плюсами и минусами ГЧП в социальном секторе. Селезнев также выразил надежду, что будет появляться больше качественных операторов, которые смогут эти проекты реализовать.

Заместитель министра просвещения Марина Ракова подтвердила, что ГЧП в сфере образования развивается, это такие направления, как дополнительное образование детей и дошкольное образование, чему помогает персонифицированное финансирование. Ракова затронула новый механизм ГЧП в этой сфере – social impact bond (облигация социального воздействия), который активно развивается в развитых с финансовой точки зрения сферах, например, в строительстве детских садов. По ее словам, инвестору предлагается по нескольким моделям реализовать социальную инфраструктуру с последующим выкупом, но плату инвестор получит, если проект окажет благоприятное воздействие на социальную жизнь, государство платит за результат.

Заместитель главы Минпромторга Алексей Беспрозванный рассказал о том, какие механизмы для привлечения частного капитала реализуются ведомством, в частности на региональном уровне, что планируется сделать в рамках реализации нацпроектов, насколько действенен механизм специнвестконтракта.  

Михаил Расстригин в ходе своего выступления отметил, что Минэкономразвития ведет работу с точки зрения законодательства: подготовлены поправки в законы о концессиях, которые направлены на совершенствование предоставления мер поддержки в рамках соответствующих инициатив. Одно из предложений законопроекта – техобслуживание в концессиях, которое предлагается распространить в первую очередь и на сферы здравоохранения и образования. Расстригин упомянул, что предлагаемые изменения у некоторой части сообщества вызвали критику, а потом обратился к директору департамента инфраструктурного развития и ГЧП министерства здравоохранения Андрею Казутину с просьбой высказать точку зрения министерства по этому вопросу.

«Безусловно, в здравоохранении частные инвестиции присутствуют. Мы проводим мониторинг. Если говорить о привлечении их в широком смысле слова, то на текущий момент это порядка 180 соглашений, примерно треть находится в эксплуатационной стадии, примерно треть – в инвестиционной, примерно треть – это еще не заключенные соглашения, которые находятся в проработке. Совокупный объем привлеченных инвестиций – 70 млрд рублей», - рассказал Казутин.

Говоря о законодательной инициативе, которая касается технического обслуживания, Казутин сказал, что предложения Минэкономразвития были рассмотрены, но министерство с осторожностью подходит к этому вопросу по ряду причин: соответствующая норма уже есть в 224-ФЗ и ей никто не мешает пользоваться, при этом 224-ФЗ также предусматривает проведение оценки сравнительного преимущества и если вносить поправку про техобслуживание в 115-ФЗ, то необходимо включить обязательную оценку сравнительного преимущества. «Результатом не просчитанных решений является либо неисполнение соглашений, либо удорожание», - отметил он. «Мы дали отрицательное заключение на эту инициативу, но выразили готовность продолжения диалога», - заключил Казутин.

Присутствующие на сессии представители бизнеса рассказал о своем опыте и ключевых препятствиях, с которыми сталкиваются инвесторы в сфере здравоохранения, гериатрии, образования и детского отдыха.

На выставке инновационных социальных проектов в рамках форума был представлен стенд, посвященный ГЧП в России, где можно было ознакомиться с состоянием рынка ГЧП-проектов, а также протестировать платформу «РОСИНФРА», недавно запущенную в тестовом режиме. Форум социальных инноваций регионов продлится до 21 июня на ВДНХ.