Эксперты предлагают ФАС организовать взаимодействие по проблемам правоприменительной практики в ГЧП

Решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), отменившей итоги конкурса на строительство участка трассы в Башкирии, обеспокоило участников рынка ГЧП, сообщает «Коммерсант». В связи с чем крупнейшее профильное объединение Центр развития ГЧП совместно с ключевыми экспертами в сфере ГЧП выступило с предложением к главе службы Игорю Артемьеву об организации совместной рабочей группы для выработки последовательной политики применения концессий в Российской Федерации.

В январе региональное управление ФАС в Башкирии отменило итоги конкурса на строительство трассы Стерлитамак – Магнитогорск. По мнению чиновников, так как затраты инвестора по проекту возмещаются из бюджета, конкурс следует считать госзакупкой. Речь в этом проекте шла о постепенном возврате инвестиций с помощью так называемой платы концедента. ФАС, реагируя на этот случай, уже предложила установить минимальную долю частных инвестиций при концессиях.

Напомним, что накануне с позицией о недопустимости принятия решений, подрывающих устойчивость института государственно-частного партнерства, выступили представители Минэкономразвития и Минтранса, а также глава Республики Башкортостан Рустем Хамитов, обратившийся к ФАС с просьбой поддержать реализацию инфраструктурных проектов в регионе.

В этой связи в письме Игорю Артемьеву Центр развития ГЧП обращает внимание службы на то, что «ключевым принципом регулирования сферы ГЧП должно быть обеспечение благоприятного инвестиционного климата» с помощью последовательной и предсказуемой политики государства. В связи с этим центр призывает ФАС создать экспертную группу по проблемам правоприменительной практики в ГЧП, заключив соглашение о взаимодействии. В первую очередь, участники рынка хотели бы обсудить правовую и экономическую природу платы концедента, требования к участникам конкурсов, понятия «реконструкция» и «эксплуатация» в законодательстве, а также соотнесение законодательства о концессиях и госзакупках.

В обращении отмечено, что для обеспечения роста ВВП не ниже 4% в год инвестиции в инфраструктуру надо увеличивать на 10% в год, до 3,5 трлн руб. в год к 2020 году. Однако за последние пять лет реальные расходы на инфраструктуру снижались на 10% ежегодно, а доля частных инвестиций сейчас не достигает и 3% от общего объема вложенных средств.

В связи с отмененным конкурсом в Центре развития ГЧП отмечают, что сейчас в России реализуется более 40 проектов с возвратом инвестиций полностью или в основном за счет платы концедента. В эти проекты частные инвесторы вложили или должны вложить в ближайшие два-три года 270 млрд рублей или треть от всего объема частных инвестиций в проектах ГЧП. В центре сообщают, что аналогичные механизмы использовались для дорожного строительства в Австрии, США, Канаде и Великобритании. По такому же принципу финансируется строительство пунктов сбора оплаты системы «Платон», отдельные участки трассы Москва – Санкт-Петербург. Так же будут финансироваться два участка Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье, проекты в Хабаровске, Перми и Башкирии.

Реагируя на намерение участников рынка ГЧП, в ФАС отметили, что приветствуют желание обсудить совершенствование регулирования в сфере концессий, в том числе и в части платы концедента.