Эксперты: «Предложения ФАС по изменению законодательства недостаточны, а внедрение оценки эффективности преждевременно»

Применение платы концедента, введение процедуры оценки эффективности в концессионных проектах и определение их сравнительного преимущества – ключевые вопросы, которые обсудили представители государственных органов, бизнес-сообщества и регионов на совместном заседании Комитета ТПП по ГЧП и Экспертного совета Национального Центра ГЧП. Повестка заседания была сформирована с учетом последних законодательных инициатив ФАС и депутатов Госдумы в сфере ГЧП с целью подготовки единой экспертной позиции, которая в том числе будет представлена в профильный комитет Госдумы и Минэкономразвития.

С предложениями о возможных направлениях совершенствования концессионного законодательства в целях устранения рисков использования платы концедента и других последствий «башкирского дела» выступил исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко. В частности, эксперт озвучил предложения по четкому закреплению в законе структуры платы концедента, установлению возможности применения банковской гарантии в качестве обеспечения  заключения соглашения участниками концессионного конкурса, а также по решению на подзаконном уровне проблем, связанных с различной практикой применения предквалификации в конкурсных процедурах. Как отметил председатель правления Национального Центра ГЧП Павел Селезнев, с учетом повышенного внимания Правительства к теме ГЧП, а также готовности органов власти к диалогу по накопившимся проблемным вопросам концессионного законодательства, рынок должен сформировать взвешенную и конструктивную позицию.

В ходе заседания юрист компании Herbert Smith Freehills Яна Иванова и эксперт Центра ГЧП Газпромбанка Мария Скрябина отметили назревшую необходимость в детализации положений 115-ФЗ, связанных с заключением и правовой природой «прямого соглашения» между концедентом, концессионером и кредиторами.

Особое внимание участники уделили проблемам и возможным направлениям развития института оценки эффективности и определения сравнительного преимущества проектов. Как отметил Павел Селезнев, позиция рынка была услышана, и, вероятнее всего, в ближайшее время обязательная оценка для концессионных проектов применяться не будет, однако экспертам уже сейчас нужно договорится о том, как как данный институт должен развиваться, чтобы больше не возникали подобные неожиданные законотворческие инициативы.

В рамках обсуждения Максим Ткаченко презентовал результаты опроса представителей федеральных и региональных властей, а также участников рынка, который проводился для формирования единой позиции по вопросу оценки эффективности и обоснования сравнительного преимущества концессионных проектов. Согласно полученным данным, более 60% участников рынка считают, что оценка сравнительного преимущества создаст дополнительные барьеры, и вводить ее нужно позже и поэтапно, и при этом применять на практике только после полномасштабного обучения государственных служащих.

В заключение, с учетом обсужденного, начальник отдела развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Михаил Брусиловский рассказал о подготовке Минэкономразвития совместно с участниками рынка и Национальным Центром ГЧП плана запуска «инфраструктурной ипотеки». По его словам, в вопросе платы концедента точку поставил Президент России, когда определил основным приоритетом разработку модели «инфраструктурной ипотеки», которая в том числе предполагает возможность стопроцентной компенсации расходов частного партнера. «Мы будем комплексно подходить к изменению всего законодательства о ГЧП, донастраивая его под инструменты инфраструктурной ипотеки», – заключил он.

По итогам заседания консолидированная позиция рынка будет представлена в экспертном релизе и опубликована на сайте РОСИНФРА (http://www.pppi.ru/). Планируется, что подобные релизы будут публиковаться после всех экспертных совещаний.