Чем запомнился 2019 год: проекты, конкурсы, законодательство, тренды

Уходящий 2019 год был насыщен событиями, порой спорными и дискуссионными, но от этого не менее интересными и значимыми для всего рынка. Специалисты Национального Центра ГЧП, опираясь на данные платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА», подготовили итоговый тематический обзор с основными результатами и трендами года.

На конец года в России насчитывается 3601 ГЧП-проект в различных формах и на разных стадиях реализации. Совокупный объем привлекаемых инвестиций составляет 3,9 трлн руб., из которых 2,8 трлн руб. – средства частных инвесторов. В уходящем году более 200 крупных и средних ГЧП-проектов прошли стадию коммерческого закрытия. Общий объем законтрактованных инвестиций в ГЧП-проектах оценивается примерно в 600 млрд руб.

ГЧП начало проникать в новые сферы. В мае на полях ПМЭФ было заключено первое федеральное СГЧП (по 224-ФЗ) в области IT-инфраструктуры. Частные инвесторы привлекались для решения транспортных проблем страны, в том числе и для реализации проектов комплексного плана развития магистральной инфраструктуры. Не менее успешным оказался год и для финансирования уже подписанных соглашений, в частности, по проекту создания инфраструктуры порта Мурманска, строительства автодороги «Виноградово – Болтино – Тарасовка», также открыты кредитные линии для строительства моста через Обь в Новосибирске, предоставлено финансирование на четвертый участок Центральной кольцевой автодороги.

При этом ряд транспортных проектов попали в так называемый «стоп-лист», их дальнейшая судьба пока неизвестна. Речь идет о строительстве Восточного выезда из Уфы - одного из крупнейших и дорогостоящих проектов в Республике Башкортостан стоимостью 34 млрд руб. В этом году его реализация приостановлена, ведутся переговоры о согласовании новых условий с целью снижения бюджетной нагрузки. Подобная ситуация и с железнодорожной линией Бованенково — Сабетта. В августе группа «ВИС» и правительство ЯНАО приняли решение о расторжении СГЧП с целью его трансформации в федеральный СШХ-2 в рамках концессии. Дочерняя структура «ВИС» - «ВИС ТрансСтрой» - получила из бюджета региона около 937,4 млн руб. компенсации за понесенные расходы.

Активно начало развиваться ГЧП и в социальной сфере: в регионах строятся больницы, школы, детские сады и инновационные центры. В 2019 году в ЯНАО заключено 13 сделок с суммарным объемом инвестиций в более 10 млрд руб. на строительство детских садов, 5 концессионных соглашений на строительство школ заключено в ХМАО, в Новосибирский области до коммерческого закрытия дошел проект создания сети городских поликлиник. В Якутске произошло коммерческое закрытие по ГЧП-проекту строительства государственной филармонии и арктического центра эпоса и искусств вместимостью 1500 мест, подписано первое в России концессионное соглашение по строительству детского лагеря «Полярная звезда». 

К концу году сформировался список потенциальных проектов, развитие которых мы можем увидеть в 2020 году. Это и долгожданный мост через Лену в Якутии, и логистические комплексы Минобороны, и второй «Северомуйский тоннель». При этом интерес к созданию инфраструктурных объектов проявляли иностранные инвесторы, например, к мусороперерабатывающему комплексу в Калининградской области, логистическим центр в Тульской области.

В 2019 году было немного изменений в законодательстве, регулирующем сферу ГЧП. В основном это были точечные поправки, направленные на совершенствование отдельных положений законодательства и процедур заключения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП и МЧП. Весь год продолжалась работа над законопроектом о защите и поощрении капиталовложений, который вызвал острую дискуссию среди экспертного сообщества. Подробный экспертный релиз, подготовленный Национальным Центром ГЧП, по этой теме доступен по ссылке. Работа по устранению спорных положений, которые могут повлечь риски между институтами ГЧП и СЗПК, будет продолжаться до предполагаемой даты второго чтения, до конца января 2020 года.

В судебной и антимонопольной практике год выдался относительно позитивный. За 2019 год судами вынесено 834 судебных акта по спорам, связанным с концессионными соглашениями; антимонопольными органами принято 47 решений. В целом, несмотря на наличие точечных негативных судебных решений, преобладает тенденция выработки судами качественного подхода к применению гражданского, концессионного законодательства к правоотношениям, возникающим на основании концессионных соглашений. Суды толкуют не только нормы права, но также и условия концессионных соглашений, применяя к рассматриваемым правоотношениям общие, гражданско-правовые принципы.

На мировом рынке сформировались определенные тренды, которые окажут влияние в будущем. Проекты стали более крупными, но и рискованными, уделяется большее внимание обязательствам публичной стороны, растет спрос на «зеленые» инвестиции и качественные проекты, данные и процессы все больше переводят в цифровую форму, страны более активно делятся своими практиками и вырабатывают универсальные подходы к инвестированию.

В мире развивается тренд на качественные инфраструктурные инвестиции (Quality Infrastructure Investment). Россия, как член Рабочей группы по инфраструктуре «Большой двадцатки» (G20), ведет работу по формированию критериев оценки проектов на соответствие принципам Quality Infrastructure Investment. Первоначальный проект критериев сформирован ВЭБ.РФ и Национальным Центром ГЧП, которые ранее объединили свои ресурсы и компетенции для создания единого центра развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства. Соглашение о стратегическом партнерстве госкорпорации и Центра подписано в ноябре 2019 года. До этого ВЭБ.РФ вошел в состав учредителей Национального Центра ГЧП. Единый центр развития инфраструктуры и ГЧП объединит возможности госкорпорации и опыт Центра в этой сфере, позволит увеличить количество и качество инфраструктурных проектов, внедрить лучшие мировые практики в области применения механизмов ГЧП, а также ускорит запуск проектов.

На уровне «Группы двадцати», ОЭСР, БРИКС, а также на других международных площадках ведется работа по повышению прозрачности данных о национальных инфраструктурных рынках и соответствующих возможностях для инвесторов. Эффективным инструментом для преодоления нехватки данных об инфраструктуре и привлечения частных инвестиций в ее развитие является создание, развитие и интеграция цифровых платформ.

В России уже создан такой агрегатор – платформа поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА», запущенная в сентябре этого года. Широкий набор инструментов и сервисов позволяет упростить процесс подготовки проектов, привлечь необходимых партнеров, повысить уровень компетенций специалистов в вопросах привлечения инвестиций. В свою очередь регионы могут размещать инвестиционные предложения для частных партнеров, получать экспертную блиц-оценку инициатив и помощь в формировании портфеля проектов. Инвесторы и финансирующие организации могут находить перспективные для себя предложения, подбирать инвестиционные площадки и знакомиться с деятельностью публичных партнеров. Экспертное сообщество обеспечивает себя актуальной информацией о рынке и принимает участие в оценке перспективных проектов.

Кроме этого, в начале года в рамках Рабочей группы по инфраструктуре «Группы двадцати» Россия выступила с инициативой подготовить для всех стран G20, так называемую, настольную книгу, в которой были бы описаны актуальные подходы к управлению инфраструктурным развитием, включая информацию об органах, ответственных за разработку и реализацию национальной инфраструктурной политики, о нормативно-правовой базе и используемых инструментах поддержки, а также о текущих подходах стран к продвижению «зеленых» инфраструктурных инвестиций и использованию цифровых технологий для повышения эффективности инфраструктурной политики. Национальный Центр ГЧП при поддержке Минфина России и ВЭБ.РФ подготовил сводный доклад на основе результатов опроса всех стран G20, который был представлен 16 сентября в Саудовской Аравии в рамках 4-го заседания Рабочей группы по инфраструктуре «Группы двадцати». Открытая публикация доклада намечена на январь 2020 года.

Полная версия обзора доступна подписчикам платформы «РОСИНФРА».