Железная дорога Бованенково-Сабетта может быть частично профинансирована за счет переброски средств с Северной железной дороги

На проект строительства железнодорожной линии Бованенково-Сабетта (так называемый Северный широтный ход - 2) могут перенаправить около 80 млрд рублей с проекта реконструкции Северной железной дороги (СЖД), которая представляет собой часть работ по созданию Северного широтного хода-1 (СШХ-1), но не входит в концессионное соглашение, следует из плана развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, подготовленного по заказу дирекции Севморпути Аналитическим центром при правительстве, пишет "Коммерсант". 

«Переключение части грузопотока с направления Обская—Салехард—Воркута на направление Обская—Бованенково—Сабетта приведет к отсутствию необходимости расшивки узких мест существующей инфраструктуры Северной железной дороги. Это высвободит 80 млрд руб., которые могут быть использованы для строительства Бованенково—Сабетта»,— говорится в документе.

Северный широтный ход - 1 предполагает строительство по концессии участка железной дороги Обская—Салехард—Надым—Хорей протяженностью 353 км. Концессионер — ООО СШХ (51% принадлежит УК СШХ, подконтрольной «Спецтрансстрою» Юрия Рейльяна, 49% — у «РЖД-Инфраструктурные проекты»). Помимо концессионного участка в проект входят строительство «Газпромом» дороги Надым—Пангоды (17,4 млрд рублей) и реконструкция ОАО РЖД отрезков Коноша—Котлас—Чум—Лабытнанги СЖД (81 млрд рублей) и Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево Свердловской железной дороги (СвЖД; 24,5 млрд рублей).

Проект СШХ-2 официально не стартовал, в 2015 году конкурс выиграла группа ВИС, но соглашение с ней заморожено из-за изменения конфигурации проекта. Согласно плану развития инфраструктуры СМП, к 2023 году планируется строительство однопутной ветки Бованенково—Сабетта длиной 170 км, которая, по расчетам авторов документа, даст грузоотправителям эффект от сокращения дистанции перевозки грузов в 18 млрд рублей в год. К участию в концессионном соглашении приглашают «Газпром», а ОАО РЖД, отмечается в плане, сейчас активно проводит «расчеты целесообразности непосредственного участия компании в финансировании, строительстве и последующей эксплуатации СШХ-2 на условиях, аналогичных концессии по СШХ-1».

Источник издания сообщил, грузопоток в 80 млн тонн на СМП за счет СШХ-1 недостижим, но строительство СШХ-2 может помочь в этом. По оценке, данной в плане, к 2024 году объем привлекаемого грузопотока через СШХ с учетом строительства СШХ-2 составит 8,4 млн тонн в базовом сценарии и 21,9 млн тонн — в оптимистичном. К 2030 году эти цифры составят 16,2 млн тонн и 29,9 млн тонн, к 2035-му — 16,75 млн тонн и 30,65 млн тонн соответственно.

В апреле начальник департамента инвестиций ОАО РЖД Юрий Бакеркин говорил, что в реализации проектов СШХ-1 и -2 должна быть «определенная этапность»: сначала СШХ-1, потом — линия Бованенково—Сабетта. Он также говорил, что ОАО РЖД обсуждает проект СШХ-2 с ЯНАО, «Газпромтрансом», НОВАТЭКом и «Росатомом» и «видит, что его возможно структурировать как самоокупаемый проект» с новой грузовой базой, зарождающейся на Ямале. Источник издания, близкий к монополии, поясняет, что СЖД и Свердловская ЖД развивают под СШХ-1, а СШХ-2, взаимодействующий с локальной грузовой базой, не разгрузит существующие ветки, а позволит привлечь новый груз для Севморпути, то есть это два отдельных проекта.