Упразднение Инвестфонда – новые перспективы для субсидий в ГЧП?

Президент России Владимир Путин утвердил поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым Инвестиционный фонд России законодательно прекращает существование. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

В новой редакции Бюджетного кодекса исключаются все упоминания и ссылки на Инвестфонд России, законодательно будут существовать только региональные инвестиционные фонды.

«Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ», — говорится в новой редакции пункта 3 статьи 179.2 Бюджетного кодекса.

Вместе с тем, в Национальном Центре ГЧП данное решение называют техническим, так как Инвестфонд уже давно не рассматривается участниками рынка как потенциальный источник для финансирования проектов. «Однако, это важный шаг в формировании новой системы поддержки ГЧП проектов, так как само понятие государственно-частного партнёрства в рамках Инвестфонда было размытым, и большая часть средств вкладывалась по принципу «частные инвестиции в обмен на государственное финансирование инфраструктуры», что, конечно, ГЧП в чистом виде не является», – выразил мнение председатель правления Национального Центра ГЧП Павел Селезнев. По его словам, сегодня образовалась ниша для нового механизма субсидирования проектов ГЧП за счёт средств федерального бюджета. «Пойдёт ли Правительство по пути создания аналога Инвестфонда или сформирует правила отбора таких проектов в рамках госпрограмм, или будет формировать ежегодный поадресный перечень, это не важно, важно, чтобы у федерации были инструменты прямой финансовой поддержки региональных и федеральных проектов ГЧП, причём не только в дорожной отрасли», – полагает Селезнев.

В свою очередь, в регионах отмечают жизнеспособность альтернативных источников получения финансовых ресурсов. «Сейчас актуальна система «Платон», потому что запускаются крупные транспортные проекты в регионах, и это наиболее реальный источник для того, чтобы улучшить экономику концессионных проектов», – выразил мнение заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - руководитель департамента управления проектами и программами министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Олег Майоров.

По мнению Исполнительного директора Национального Центра ГЧП Максима Ткаченко, данное решение ещё и своеобразный вызов для регионов, многие региональные инвестфонды также находились в режиме ожидания, оглядываясь на федерацию. «Более того, многие и создавались то только ради возможности получения трансферта из федерального инвестфонда, что теперь регионам делать с этим институтом не понятно», – прокомментировал эксперт. «Думаю, что со временем и региональные фонды будут трансформированы либо в фонды финансирования предпроектной подготовки (на подготовку проектной документации, консалтинг, подготовку земельных участков), либо (в регионах побогаче) в отдельную кубышку для предоставления капгрантов в муниципальных проектах ГЧП, в которых экономика не складывается без софинансирования стадии строительства (это большинство социальных проектов)», – резюмировал он.

Инвестфонд был создан в 2006 году для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Инвестпроекты проходили три стадии обсуждения в рамках инвестиционной комиссии, правительственной комиссии и на заседаниях правительства. Их стоимость должна была составлять не менее 5 млрд рублей, рентабельность — не менее 4% и не более 11%. Среди проектов, одобренных для финансирования за счет фонда – строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, первой очереди автотрассы Москва — Петербург с 15 по 58 км и др.

В прошлом году по поручению вице-премьера Дмитрия Козака Минэкономики разработало проект постановления правительства об упразднении Инвестфонда (о признании утратившими силу правил формирования и использования бюджетных ассигнований фонда и отмене нормы о формировании перечня новых инвестпроектов), однако в правительстве решили сначала внести правки в Бюджетный кодекс. Как ранее сообщал Коммерсант, ведомство ссылалось на то, что с 2013 года законы о федеральном бюджете ассигнований Инвестфонду не предусматривают. Также в качестве проблемного поля были названы невозможность на федеральном уровне полноценно осуществлять функции по контролю за реализацией региональных проектов, системное неисполнение инвесторами принятых обязательств, отсутствие надлежащего контроля за ними со стороны регионов и длительные процедуры согласования изменений в паспорта проектов.