Министерства договорятся по инфраструктурной ипотеке

 

15 февраля 2018 года в рамках Российского инвестиционного Форума, на котором традиционно обсуждается региональная повестка, состоялась сессия «Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0». Сессия проводилась под брендом инфраструктурного конгресса «РОСИНФРА» – это совместный проект Национального Центра ГЧП и Фонда «Росконгресс», который подразумевает организацию мероприятий по тематике развития инфраструктуры и ГЧП на ключевых федеральных дискуссионных площадках. В ее работе принял участие Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Премьер-министр РФ обозначил, что инфраструктура для нашей страны – это вопрос существования и единства государства. Он отметил, что реализованные проекты кардинально изменяют жизнь территорий. Строительство Западного скоростного диаметра изменило передвижение по городу федерального значения, где еще приходится решать и массу проблем, связанных с исторической застройкой. Также очень удачным примером, по оценкам главы кабмина, является проект «Пулково». Однако Дмитрий Медведев подчеркнул, что количества реализуемых проектов не достаточно для снятия имеющихся инфраструктурных ограничений. Он отметил, что уже создано законодательство о ГЧП и концессиях, и сейчас профильным министерствам предстоит договориться и представить окончательный вариант инфраструктурной ипотеки. По его словам, в настоящее время эта Программа является предметом внутриправительственного дискурса между Минфином и Минэкономразвития. Это поручение премьер-министра должно быть исполнено в недельный срок.

Модератор дискуссии, министр экономического развития РФ Максим Орешкин подчеркнул, что необходимо сформировать актуальный взгляд на экономические возможности регионов. Кроме того, в ближайшее время должны быть выработаны механизмы, обеспечивающие монетизацию будущих бюджетных эффектов от инфраструктурного строительства.

Вступивший в дискуссию министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что в 2017 году объем инвестиций в транспортный комплекс составил примерно 1,8 трлн. рублей, что составляет 11,3 % от общего объема инвестиций в экономику. Он подчеркнул, что в структуре инвестиций в транспортном комплексе внебюджетные источники составляют 50%, остальные приходятся на федеральный и региональный бюджеты. «Транспортная сфера – это не только сфера услуг, но и мультипликатор регионального и федерального развития», – отметил Соколов. Основными инструментами дополнительного привлечения инвестиций министр назвал механизмы ГЧП и концессий, которые обладают рядом преимуществ перед традиционными государственными закупками. Это, в первую очередь, связано со справедливым распределением рисков и жестко закрепляемыми в соответствующем соглашении обязательств публичной стороны, что позволяет инвесторам и банкам структурировать долгосрочное финансирование проекта. По словам Соколова, Минтранс России и транспортная отрасль в целом стали одними из пионеров ГЧП в нашей стране, поскольку транспортные проекты не всегда коммерчески привлекательные в связи с высокой капиталоемкостью и длительными периодами окупаемости. В этой связи Министр обозначил необходимость единого подхода к отбору и структурированию проектов с привлечением внебюджетного финансирования, в том числе с применением механизма «инфраструктурной ипотеки», что позволит определить необходимый и достаточный объем и виды государственной поддержки проекта. По его оценкам, объектом «инфраструктурной ипотеки» может стать проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», «Развитие транспортного узла Восточный-Находка», строительство железнодорожной линии от станции Селихин-Ныш, с сооружением мостового перехода на о. Сахалин через пролив Невельского.

Глава РЖД Олег Белозеров заявил, что инфраструктурная ипотека станет рывком для развития железнодорожной отрасли, поскольку позволит сразу создавать объекты, исходя из ее потребностей. По его словам, РЖД не справляется с объемом перевозок грузов из-за существующих инфраструктурных ограничений. Отвечая на замечание Максима Соколова о том, что для решения проблем в сфере транспорта необходимо инвестировать 10-15 трлн рублей в ближайшие 5-6 лет, Олег Белозеров парировал министру, заявив, что такой объем средств необходим только на железнодорожную инфраструктуру.

Глава ВТБ Андрей Костин считает, что предложенный подход станет механизмом углубления внутреннего финансового рынка. Однако, он подчеркнул, что в Законе о ГЧП должны быть сняты законодательные ограничения на участие госбанков в качестве партнеров в инфраструктурных проектах. «Наверное, есть какие-то практики иностранные. Но в нашей стране, где банки с госучастием традиционно играют, на мой взгляд, ведущую роль в инфраструктурных проектах, мне кажется, мы стреляем сами в себя и просто ограничиваем возможности для того, чтобы делать эти проекты», – заявил Костин.

Свои предложения были и у регионов: губернатор Тульской области Алексей Дюмин попросил создать единые методические рекомендации для разработки инвестиционных проектов и разработать современные программы.

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев анонсировал, что РФПИ, ДСК «Автобан» и Makyol сформировали консорциум для строительства четвертого участка ЦКАД, стоимость которого оценивается в 85,4 млрд рублей. По его словам, соглашение по четвертому участку ЦКАД позволит реализовать один из самых значимых инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства в РФ и продемонстрировать инвестиционную привлекательность сектора при использования механизмов ГЧП. Он отметил, что РФПИ видит растущий интерес иностранных партнеров к проектам в сфере транспортной инфраструктуры и намерен наращивать подобные инвестиции в своем портфеле.

Председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах также указал на то, что в крупных инфраструктурных проектах достижение финансового закрытия является ключевым элементом реализации проекта. «Когда удается привлечь банковское финансирование, тогда проект взлетает», – объяснил Кельбах. Он также привел в пример успешное взаимодействие сторон в проекте ЦКАД-4, у которого были трудности с финансированием. Помимо этого, глава госкомпании сообщил министру экономики о перспективном проекте, который вписывается в Программу «Инфраструктурной ипотеки» – дальний западный обход Краснодара, который планируется реализовать к 2020 году. По его словам, проект уже презентован банкам и в скором времени будет сформирован пул инвесторов.