Минэкономразвития России разработает поправки, уточняющие механизмы концессий и госзакупок

Не дожидаясь рассмотрения судебного спора между Федеральной антимонопольной службой и участниками рынка ГЧП, Минэкономразвития России инициировало заседание межведомственной коллегии по вопросам государственно-частного партнерства.

Под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова представители ФАС, Минэкономики, Минтранса, Минкомсвязи и экспертного сообщества, в частности Центра развития ГЧП,  обсудили проблемы правоприменительной практики в ГЧП. Поводом для этого стало решение ФАС, направленное на ограничение стопроцентного возврата инвестиций за счет бюджета в рамках строительства дороги Стерлитамак – Магнитогорск в Башкирии.

Цена вопроса высока: концессии составляют 90% проектов государственно-частного партнерства, рассказал вчера заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский. «Всего в РФ реализуется 1,8 тыс. ГЧП-проектов на разных этапах. Большинство (76%) приходится на коммунальные услуги, 15% – на социальную сферу и 3% – на транспорт. В них уже вложено 126 млрд руб. частных инвесторов, из них 30 млрд руб. — по проектам регионального и местного значения», – обозначил данные Воскресенский.

Ранее участники рынка ГЧП также отмечали, что при таком раскладе под сомнение ставятся федеральные концессии, включая «Платон», платную трассу Москва – Петербург и ЦКАД, а также несколько крупных региональных проектов, где используется такой платежный механизм.

Учитывая, что глава ФАС Игорь Артемьев призвал провести четкую черту между госзакупками и концессиями, в рамках дискуссии чиновники и представители делового сообщества пояснили, что концессии отличаются от госзакупок рисками и расчетными сроками возврата средств. «Частный партнер несет риск невозврата осуществленных инвестиций», – отметил глава Минтранса Максим Соколов, напомнив, что исполнитель может получить штраф за срыв контракта. Также Соколов призвал отталкиваться от норм закона в правоприменении законодательства и не трактовать их по-разному, а также добавил, что «теперь уже нужны более жесткие поправки, чтобы ни у консультантов, ни у финансовых институтов не возникало юридических рисков, что проекты могут быть переквалифицированы».

Помимо этого, министр экономического развития РФ Максим Орешкин подчеркнул, что для реализации ГЧП-проектов участникам рынка должны быть созданы условия стабильности.

По итогу заседания коллегии чиновниками принято решение о внесении ряда поправок в законодательство о ГЧП.

Во-первых, касательно определения критериев, разграничивающих концессии и госзакупки. «Форма концессии – сложная. И если сейчас есть разногласия при толковании – госзакупка это или концессия, я прошу Минэкономразвития вместе с другими ведомствами подготовить соответствующие поправки в закон», –  прокомментировал первый вице-премьер Игорь Шувалов, отметив, что пересмотра федеральных и региональных концессионных соглашений не будет. Кроме того, первый заместитель председателя Правительства РФ призвал дать «больше гибкости субъектам федерации и муниципальным образованиям», так как сейчас на долю муниципалитетов приходится большая часть концессий.

Во-вторых, по инициативе Минэкономразвития РФ закон о ГЧП распространят на информационные системы и их данные. «Есть конкретные инвесторы. Министерство связи нас поддерживает. Государство могло бы сэкономить существенные средства на траты на самостоятельное построение государственных систем», – пояснил заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский.

Завершая заседание коллегии Шувалов отметил, что концессии и государственно-частное партнерство выступают важными инструментами для российской экономики, без которых невозможен экономический рост. Без такого партнерства экономику страны вывести на устойчивый рост невозможно, резюмировал он.