Кто пилит Химкинский лес, DF Economic Journal

Автор: Евгения ЗОЛОТАРЬ

Экологические и коррупционные риски проекта трассы Москва - Санкт-Петербург

Строительство платной скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург - крупнейший российский проект, осуществляемый на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Едва начавшись, проект уже приобрел известную скандальность, связанную как с вопросами экологии вокруг Химкинского леса, так и с непрозрачностью инвестиционных схем. Все мы становимся свидетелями того, что коррупционным рискам подвержена не только привычная система госзакупок, но и такая новая для страны схема отношений государства и бизнеса, как проекты ГЧП. Действительно, к строительству трассы проявляют интерес миллионы, по разным причинам. Кто-то с нетерпением ожидает появления на популярном направлении новой дороги европейского уровня, кого-то интересуют экологические последствия прокладки автомагистрали через Химкинский лес, а других в большей степени интересуют финансовые потоки скандальной трассы, их распределение и конечные выгодоприобретатели. Скандальному интересу к проекту способствуют противоречия между официальными заявлениями участников проекта и другими данными от независимых источников.

Как известно, в декабре 2009 года в Московской области было подписано соглашение о строительстве платной автодороги Москва - Санкт-Петербург через территорию региона. Тогда соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации этой дороги на участке 15-58 км подписали Федеральное дорожное агентство и ООО "Северо-Западная концессионная компания".

 К февралю 2010 года проект участка платной автодороги Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес прошел экоэкспертизу, о чем тогда официально сообщил председатель правления ГК "Автодор" Сергей Костин. Проект предполагал строительство трассы по лесу с шириной вырубки 100 метров.

Но решение о строительстве платной трассы, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой резонанс. Против прокладки трассы через лес высказались экологи и общественность. Однако в конце апреля 2010 года Верховный суд РФ все же признал законным строительство платной трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес. Но защитники леса не унимались и настаивали на том, что существуют и другие варианты строительства этой трассы. А в июле прошлого года за одну ночь было вырублено "два футбольных поля" вековых елей Химкинского леса, который местные жители называют своим главным достоянием. Во многом благодаря столь активной позиции химкинских защитников в августе прошлого года Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству приостановить строительство и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения проекта, но эксперты вновь одобрили первоначально утвержденный проект. Власти же, в свою очередь, пообещали полностью компенсировать состоявшуюся вырубку леса.

 Трасса "М-10-С": проектные данные

Итак, возведение трассы должно было начаться уже в мае 2011 года. И первый участок трассы протяженностью 43 км по плану будет завершен к маю 2014 года. При этом полностью сдать в эксплуатацию дорогу общей протяженностью 684 км планируется до 2018 года. Стоимость проекта составит 500- 550 млрд рублей, при этом срок окупаемости, по прогнозам специалистов, составит около 17 лет. Согласно проекту стоимость проезда по первому участку скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург составит около 150 рублей (по 3 рубля 62 копейки за один километр). Плату с автомобилистов планируют собирать на четвертом километре от МКАД в районе г. Химки. Для новой автодороги разработаны так называемые "зеленые" стандарты строительства, которые предусматривают оборудование трассы шумо- и пылезащитными устройствами, энергосберегающим освещением, а также системами сбора и очистки ливневых стоков.

 Как отмечают в пресс-службе "Автодора", никаких объектов на территории Химкинского леса и примыкающих к автомагистрали строиться не будет. Территория трассы будет огорожена экранами и никаких съездов с трассы не предусматривается. Проезжая часть платной автотрассы от Москвы до Санкт-Петербурга "М-10-С" составит: десять полос на выезде из Москвы, восемь полос в Ленинградской и Московской областях, а также шесть полос на территории Тверской и Новгородской областей. Согласно проекту, дорога начнется от существующей Бусиновской развязки на МКАД (15-й км). На участке 15-29 км трасса пройдет восточнее и северо-восточнее г. Химки, обойдет с севера район Молжаниново, пересечет канал им. Москвы, Международное шоссе (подъезд к аэропорту "Шереметьево") и Шереметьевское шоссе. По дороге до Санкт-Петербурга будет построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов, а уже в Санкт-Петербурге новая трасса сольется с дорогой на Финляндию.

 Стоит также отметить, что когда в августе прошлого года президент Медведев дал поручение приостановить строительство автодороги для проведения дополнительных общественных слушаний, среди альтернативных вариантов трассы были предложены проекты прокладки трассы через поселки Вашутино (Химки) и Молжаниново (Москва). Однако в случае реализации этих проектов сносу должны были подлежать около 50 жилых домов, поэтому этот вариант вызвал протест со стороны жителей поселков.

 После этого 14 декабря 2010 года на правительственной комиссии вице-премьер Сергей Иванов заявил, что трасса Москва - Санкт-Петербург будет проложена по ранее утвержденному маршруту - через Химкинский лес. По словам вице-премьера, "с юридической точки зрения указанный вариант маршрута является абсолютно законно обоснованным". Аналогичное мнение по данному вопросу выразил и ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин, который сообщил, что если принимать факт, что трасса вообще нужна, то итоговый вариант ее прокладки оптимален, поскольку почти не требует расселения домов. К тому же важно, что это решение было принято в итоге общественного обсуждения, а не в узком бюрократическом кругу.

 Инвестиции cо скрипом

Финансирование трассы Москва - Санкт-Петербург - отдельная, существенная сторона истории. Как гром среди ясного неба появилась информация о том, что Европейский банк реконструкции и развития не будет участвовать в финансировании строительства трассы через Химкинский лес, о чем официально сообщил представитель ЕБРР в России Ричард Уоллес. Ранее же банк, в состав учредителей которого входит Еврокомиссия, рассматривал с большой вероятностью возможность инвестиций в строительство новой скоростной дороги.

 В качестве предыстории стоит вспомнить автомобильный коллапс конца июня 2010 года на Ленинградском шоссе, который возник из-за начала ремонта путепровода, признанного аварийным еще восемь лет назад. Причем все это действо как-то подозрительно совпало с приездом делегации ЕБРР, которая как раз в тот момент определялась со своим участием в финансировании строительства трассы.

 Многие эксперты сходятся во мнении, что июньский коллапс был тщательно продуман и организован скорее всего именно в недрах Минтранса - главной заинтересованной стороны в получении европейских денег на строительство дороги. Видимо, столичные пробки в усиленном режиме должны были стать убедительным аргументом для европейцев в вопросе принятия окончательного решения.

 Анализируя перспективы участия, общий объем вложений в проект в ЕБРР оценивали в $6 млрд, из которых были готовы выделить совместно с Европейским инвестиционным банком до $1,5 млрд. Однако подготовка к строительству первого участка дороги вызвала массовые протесты активистов-экологов, обвинивших подрядчиков в разрушении экосистемы. Экологи сумели убедить представителей Евросоюза, что строительство дороги может нанести непоправимый ущерб окружающей среде.

 Весомым аргументом в пользу неучастия ЕБРР в проекте стало и жесткое подавление публичных выступлений активистов общественных объединений в защиту Химкинского леса. Требования экологов, настаивавших на утверждении альтернативных маршрутов трассы, разумеется, не были выполнены. Но европейская экологическая организация BankWatch поддержала российских коллег и убедила Еврокомиссию заморозить переговоры о финансировании строительства, ведь стандарты ЕБРР запрещают банку участвовать в проектах, наносящих ущерб экологии. В результате консультации были переведены в неактивную стадию, но и не прерваны. Сейчас же ЕБРР принял окончательное решение - участия в проекте не будет.

 Также, по информации ЕБРР, инвестировать в скандальный проект отказался и Европейский инвестиционный банк. "ЕБРР официально отказался от финансирования и сказал, что вряд ли другие международные финансовые институты будут в этом участвовать", - настаивает активист движения "В защиту Химкинского леса" Ярослав Никитенко. Координатор Союза общественных экологических организаций России Андрей Маргулев совершенно не удивлен решением ЕБРР. "Банк планировал участие в проекте, но изменил свои планы, - говорит он. - Уважаемая организация не хочет участвовать в сомнительном проекте. Но это имеет значение только как моральная поддержка нашей позиции. Лоббисты нашли деньги внутри страны. Они будут из Сбербанка и Внешэкономбанка инвестироваться в якобы доходный проект".

 Еще в апреле 2010 года Сбербанк одобрил двадцатилетний кредит в размере 33,5 млрд рублей на строительство скоростной платной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, о чем в свое время сообщил глава банка Герман Греф на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. "Мы с удовольствием видели бы партнеров из других стран, но пока их нет", - констатировал глава Сбербанка.

 Итак, концессионер инфраструктурного проекта - Северо-Западная концессионная компания (ООО "СЗКК", NWCC LLC), акционерами которой, по разным данным, можно считать: группу "Н-Транс", французскую строительную корпорацию Vinci Concession, а также некоторые офшорные структуры.

 Работы на спорном участке15-58 км финансируют ВЭБ и Сбербанк. Госбанки выделяют на проект 29,2 млрд рублей. Инвестиции оба кредитных учреждения выделят в равных пропорциях. Помимо этого, Сбербанк предоставит заем в 4,5 млрд рублей на уплату НДС по строительству.

 Помимо привлечения банковских кредитов СЗКК разместила облигации с госгарантиями на общую сумму 10 млрд рублей. Около 70% бумаг выкупил ВЭБ. Кроме того, государственное финансирование из средств Инвестиционного фонда составляет 22,85 млрд рублей. Собственные же средства участников Северо-Западной концессионной компании составляют более 8 млрд рублей.

 Между тем заместитель председателя "Автодора" Сергей Кельбах оценил объем инвестиций в строительство первого участка дороги в 66 млрд рублей, из которых 4 млрд должны пойти на компенсацию экологического ущерба. Таким образом, получается, что более 95% инвестиционной программы СЗКК сможет покрыть за счет государственных средств.

 Компенсация экологии за чужой счет

В июле 2010 года защитники Химкинского леса пришли сообщить премьеру Владимиру Путину о незаконной вырубке леса, которая происходит, по их мнению, "с коррупционной составляющей".

 Протесты защитников Химкинского леса привели к тому, что скандал дошел до Президента РФ и даже вышел на международный уровень - лидер "Движения в защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова уже заручилась поддержкой фракции "зеленых" в Европарламенте.

 В начале февраля президент Дмитрий Медведев, настоявший в свое время на приостановке прокладки автотрассы Москва - Петербург через Химкинский лес, на заседании Совета при главе государства по правам человека отметил, что при первоначальном выборе маршрута коммерческие интересы действительно были поставлены выше государственных. "Я считаю, что государственные интересы были принесены в угоду коммерческим интересам отдельных людей, которые в тот момент влияли на принятие решений", - подчеркнул президент.

 Однако значительная часть леса все-таки погибла, и на этот счет в чиновничьем аппарате уже зашевелились, обсуждая менее затратные и более эффективные варианты "замаливания грехов" перед несчастным лесом. Буквально в начале апреля в Рослесхозе прошло заседание общественного совета, где обсуждались среди прочего и компенсационные мероприятия после строительства платной трассы Москва - Санкт-Петербург. План презентовал начальник Управления лесопользования и воспроизводства лесов Александр Мариев. Выяснилось, что вместо 175 га срубленного леса будет высажено аж 500 га нового (по другим данным, все 700 га) и потратят на это 1 млрд бюджетных рублей.

 Впрочем, по ходу выступления г-н Мариев признался, что найти место для таких масштабных лесопосадок очень сложно. Поэтому из заявленных гектаров меньше половины высадят в районе Химок. А остальное - в Чехове или даже в Орехово-Зуевском лесничестве, сильно пострадавшем после прошлогодних пожаров. Таким образом, по мнению экологов, под компенсационные посадки могут подогнать и восстановление лесов после сильных пожаров прошлого лета. У экологов также вызвал сомнение и озвученный бюджет, выделенный на компенсационные мероприятия. Согласно выступлению Александра Мариева, правительство выделяет 1 млрд рублей на высадку 500 га деревьев, следовательно, на каждый гектар будет потрачено 2 млн рублей.

 При этом официальные расценки значительно ниже: приблизительно 25 тыс. рублей за гектар и 60 тыс. рублей - в особо трудных случаях.

 Кому это выгодно

Анализ участников проекта строительства трассы Москва - Санкт-Петербург затрудняет идентификацию реальных собственников и выгодоприобретателей. Непрозрачность структуры собственности стала привычной для многих российских инвестиционных проектов. Действительно, по официально распространенной информации, СЗКК (NWCC LLC) принадлежит французскому концерну Vinci и российской компании "Н-Транс" в равных долях. Собственниками последней являются известные в бизнес-среде физические лица.

 Однако другие источники дают иную картину. Интересные данные приводятся в заявлении лидера движения "В защиту Химкинского леса"

 Евгении Чириковой, поданном ею директору ФСБ в конце апреля. Из проведенного движением исследования следует, что более половины концессионера принадлежит неизвестным на рынке компаниям, большая часть которых - офшоры с Кипра и Виргинских островов. Причем треть концессионера приходится на офшорную компанию с Британских Виргинских островов, в регистрационных документах которой не приводится каких-либо данных о ее реальных владельцах и акционерах. По всей вероятности, и выбор компании СЗКК в качестве концессионера по проекту производился на основании крайне непрозрачной процедуры. В ноябре 2008 года в СМИ было размещено объявление о несостоявшемся конкурсе на заключение концессионного соглашения по проекту, однако после выяснилось, что СЗКК на момент выхода той публикации уже была признана победителем конкурса. Когда состоялся этот другой конкурс - не ясно.

 Сами условия концессионного соглашения в целом кажутся сомнительными с точки зрения выгоды для российской стороны. Ведь все финансирование по проекту осуществляется из средств государственного бюджета - на стадии подготовительных работ - и из средств российских банков, контролируемых государством (Сбербанк и ВЭБ). На концессионера (NWCC LLC) не возлагается никаких обязательств по финансированию проекта. При этом, по последним данным, ГК "Автодор" намерен подписать с концессионером по проекту дополнительное соглашение, предусматривающее выплату концессионеру штрафов за приостановку работ, вызванную протестами населения. Также следует отметить предоставление российской стороной для реализации проекта лесных земель по символической стоимости - 1 рубль за квадратный метр.

 На том, что за строительством коммерческой автострады Москва - Санкт-Петербург могут скрываться интересы должностных лиц соответствующих ведомств, настаивает лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова. В упомянутом заявлении директору ФСБ она приводит соответствующие аргументы по проекту, свидетельствующие даже о возможном преступлении, угрожающем интересам России в целом, способном нанести государству финансовый и моральный ущерб в особо крупных размерах.

 Напомним также со своей стороны, что один из пунктов недавних поручений Президента РФ, направленных на улучшение инвестиционного климата, адресован Генеральной прокуратуре. Уже с мая текущего года она должна обеспечить проверки всех "жалоб на действие или бездействие государственных органов с обвинениями в коррупции" и обязательную публикацию результатов этих проверок.

 Время покажет, насколько обоснованными окажутся как экологические, так и коррупционные риски, которым подвержены многие крупные инфраструктурные проекты, подобные проекту трассы Москва - Санкт-Петербург.

* * *

Ярослав Никитенко, движение "В защиту Химкинского леса":

 "28 апреля мы действительно подали заявление на имя директора Федеральной службы безопасности России Бортникова Александра Васильевича с сообщением той информации, которую нам удалось выяснить по структуре собственников проекта платной трассы Москва - Санкт-Петербург. Известно, что концессионером по печально известному проекту, предусматривающему прокладку фрагмента 15-58 км платной автодороги через Химкинский лес, выступает ООО "Северо-Западная концессионная компания" (ООО "СЗКК", NWCC LLC). Согласно официально распространенной информации, NWCC LLC принадлежит в равных долях французскому концерну Vinci и российской компании "Н-Транс", собственниками которой, в свою очередь, являются несколько физических лиц. Однако проведенные исследования показывают иную картину. Стопроцентным собственником NWCC LLC является зарегистрированная во Франции компания Vinci Concession Russie. При этом собственно "материнская" компания Vinci Concession владеет лишь 39% данной компании. Помимо Vinci в число ее собственников через компанию Vosstran Invest SA входит зарегистрированная в Ливане фирма IBC SAL Beirut совместно с группой физических лиц (насколько известно - граждан Ливана, Сирии и Франции). Им в общей сложности принадлежит 11% NWCC LLC.

 Основная же доля (50% Vinci Concessions Russie) принадлежит кипрской компании Sunstone Holding Limited. Ей, в свою очередь, владеют два других кипрских офшора: Croisette Investments Ltd и Littoral Investments Ltd. При этом все три фирмы (Sunstone, Croisette и Littoral) зарегистрированы по одному и тому же юридическому адресу: 20 Omirou str, Ayios Nicolaos, 3095 Limassol, Cyprus. Половиной Croisette Investments владеет Аркадий Ротенберг через еще один кипрский офшор Olpon Investments Ltd. Ему принадлежит порядка 18% концессионера по проекту NWCC LLC. Основным же владельцем Sunstone Holding является расположенная на Британских Виргинских островах компания Peak Shores Investment. Ей принадлежит (через Croisette Investments и Littoral Investments) 32% концессионера по проекту. При этом данная компания не приводит каких-либо данных о своих реальных владельцах и акционерах даже в своей регистрационной документации (что разрешается законодательством Британских Виргинских островов)".