Готовность бизнеса к транспортным цифровым трендам стала темой дебатов Форума «Транспортная инфраструктура России»

Вопрос цифровизации дорожного хозяйства РФ стал предметом интеллектуальных дебатов «Цифровизация транспортного комплекса: будущее за «умной» инфраструктурой», которые состоялись сегодня в рамках IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России».

Как рассказал модератор дискуссии, партнер, руководитель практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями КПМГ в России и СНГ Алексей Романенко, в этом году в целях выявления готовности РФ к цифровому транспорту компанией проведено исследование. Проанализированы, по словам модератора, такие критерии как готовность инфраструктуры, потребителя к введению цифрового транспорта, а также политика и законодательство. Однако российские показатели в подготовленном Рейтинге сравнительно не высоки, что в том числе связано с неразвитым покрытием дорожной сети интернетом, объяснил модератор. По его словам, наилучшие результаты на сегодня демонстрируют Нидерланды, Сингапур, США, Швеция, Швейцария и др.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов напомнил, что в настоящее время уже утверждены национальные проекты «Цифровая экономика» и «Безопасные и качественные дороги», последний, по его словам, имеет беспрецедентный для регионов объем федерального финансирования – около 1,5 трлн рублей. «Два национальных проекта разрабатывались параллельно не случайно, логистические процессы очень хорошо укладываются в цифру», – отметил Прончатов. Выделяемые средства призваны сократить региональный дисбаланс в обеспеченности транспортной инфраструктурой, подчеркнул замглавы Росавтодора. Он также напомнил, что бизнес все активнее присматривается к механизмам ГЧП в сфере цифрового транспорта: в Минтранс РФ уже подана частная концессионная инициатива оператора «Платона» – «РТ-Инвест Транспортные Системы» о готовности создания федеральной системы автоматизированного весогабаритного контроля. Планируется, что система будет полностью создана за счет частного финансирования.

О возможности внедрения на отечественных дорогах и дальнейшем развитии беспилотного транспорта рассказал директор ФКУ «Росдоринформсвязь» Андрей Никулин. По его словам, экспертному сообществу предстоит выработать системный подход к развитию беспилотного транспорта. Среди задач – разработка нормативной базы, которая в настоящее время выступает ключевым сдерживающим барьером, анализ международного опыта и стандартов, работа с пользователем автодорог, усиление межведомственного взаимодействия. При этом основой для безопасности беспилотного транспорта, по мнению эксперта, должна стать инфраструктура – бесперебойное обеспечение связью и качественные дороги.

Как подчеркнул директор по развитию бизнеса ГК «Русские Башни» Максим Ведерников, задача развития «умного» транспорта должна решаться в рамках концепции «Умного города» наряду с такими сферами как ЖКХ, экология и пр. При этом, по его мнению, успешная реализация задачи требует обязательного наличия четырех базовых компонентов: информационной инфраструктуры, датчиков и камер, автоматизированных центров управления и коммуникационных интерфейсов.

Остановившийся подробно на законодательных новеллах советник, руководитель российской практики ГЧП Dentos Europe Владимир Килинкаров особо подчеркнул, что ввиду принятия IT-поправок в законодательство о ГЧП для инвесторов появилась новая ниша – «цифровая инфраструктура».