Госдума приняла в первом чтении законопроект, признающий IT-системы объектами ГЧП и концессии

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 157778-7, согласно которому объекты сферы IT (программы для ЭВМ, базы данных, в том числе в составе сайтов в сети Интернет и (или) государственных информационных систем) могут быть признаны объектами концессии и ГЧП. Документ разработан группой депутатов во исполнение поручения Президента России об утверждении программы «Цифровая экономика», и призван ускорить темпы информатизации и цифровизации страны.

Согласно информации, размещенной в СОЗД, поправки к законопроекту должны быть представлены до 8 февраля 2018 года.

По мнению авторов законопроекта, установление возможности заключать соглашения о ГЧП, в том числе концессии, в отношении объектов информационных и коммуникационных технологий позволит привлечь частные инвестиции и новые технологии в развитие ГИС и IT-инфраструктуры, что, в свою очередь, обеспечит экономию средств бюджетов разных уровней. В случае создания объекта по модели ГЧП затраты на создание, модернизацию или эксплуатацию IT-системы могут взять на себя компании IT-рынка, при этом предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного или модернизированного им продукта, например, за счет дополнительных функций, повышающих комфортность пользования сервисом. «Мы понимаем, что всегда сфера информации является тонкой материей, которая связана с обработкой информации ограниченного доступа, в том числе гостайны, персональных данных и служебной информации. В этой связи законопроектом предусмотрен запрет на участие иностранных компаний и им подконтрольных компаний в качестве частных партнеров в таких проектах», – пояснил председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Напомним, что подготовка и рассмотрение проекта осуществляются с весны этого года. При этом, помимо включения объектов сферы IT в перечень объектов концессии и ГЧП, проектом предлагается установить необходимость проведения оценки эффективности концессионного соглашения и определения его сравнительного преимущества. О необходимости исключения указанных положений из текста законопроекта неоднократно высказывались представители экспертного сообщества и органов власти. Согласно отзыву Правительства РФ на законопроект, опубликованному 16 декабря прошлого года, внедрение оценки и определения сравнительного преимущества в концессионное законодательство является преждевременным. Аналогичной позиции придерживается и Национальный Центр ГЧП, который неоднократно высказывался о необходимости исключения положений об оценке и определении сравнительного преимущества из текста законопроекта. Отметим, что ранее при подготовке Экспертного релиза № 1/17 Центром был проведен опрос участников рынка о внедрении оценки и определения сравнительного преимущества в концессию, в ходе которого большинство из опрошенных высказались об отсутствии необходимости их внедрения или возможном внедрении, но только по готовности рынка. При этом большая часть экспертов указала на то, что внедрение потребует апробации методики оценки и определения преимущества на пилотных проектах, а также полномасштабного обучения государственных гражданских служащих.