Финансирование инфраструктурных проектов в повестке Сочинского форума

27 февраля в рамках Российского инвестиционного форума, оператором которого выступил «Росконгресс», стартовали площадки, посвященные обсуждению вопросов привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации и внебюджетного финансирования для развития общественной инфраструктуры.

Повестку ряда панельных дискуссии определило выступление премьер-министра Дмитрия Медведева, в котором он отметил, что «те инфраструктурные проекты, которые имеют определяющее значение для развития региона, и должны получать гарантированное финансирование. Такие механизмы должны быть разработаны в самое ближайшее время».

Вопросы поиска способов и источников финансирования, в том числе на принципах ГЧП, оказались в центре обсуждения панельной дискуссии «Финансирование инфраструктурных проектов». По мнению участников дискуссии, ограниченность бюджетов всех уровней, долгие периоды окупаемости проектов, несбалансированность законодательной базы, а также некачественная структурированность проектов на этапе их подготовки – ключевые проблемы в реализации инфраструктурных проектов.

По словам министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова, в настоящее время существует большой перекос в сторону больших масштабных проектов, хотя значительную часть инфраструктуры создают небольшие проекты, которые и проще просчитать, и найти инвесторов.

С ним соглашается президент СРО «Альянс пенсионных фондов» Сергей Беляков, также выразивший мнение о том, что  в проектах государственно-частного партнерства государство настолько пытается защитить интересы публичной стороны, что это делает невыгодным участие частных инвесторов.

Участники дискуссии отметили, что большинство инфраструктурных проектов приходится на транспортную сферу. Так, 4/5 всех ресурсов, которые тратятся в стране на инфраструктуру, приходятся на транспортное строительство, сообщил президент банка ВТБ Андрей Костин

В свою очередь, как отметил председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, несмотря на некоторую несбалансированность законодательства, за 7 лет рынок ГЧП сделал значительный рывок в своем развитии. «Среди знаковых проектов, которые получили финансирование к 2016 году, их порядка 148 – это проекты на полтора триллиона, из них частных инвестиций порядка 800 млрд, на региональные проекты приходится 500 млрд», – озвучил статистику Селезнев. Эксперт пояснил, что, если рассматривать рынок с точки зрения объема инвестиций, то транспортная сфера бесспорно лидирует, однако с точки зрения количества проектов – коммунальная: «водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение», – уточнил Селезнев. Председатель правления «Центра развития ГЧП» призвал участников поучаствовать в инфраструктурных проектах других сфер, которые важны для регионов, учитывая, что проектов до 2 млрд в регионах очень много. В связи с чем в сложившейся ситуации основной вопрос: как запустить механизм подготовки ГЧП проектов в разных отраслях?

Подводя итоги, Максим Соколов отметил, что для качественного структурирования проектов, в том числе на принципах ГЧП, важно сформировать компетентную команду. Также министр выделил Хабаровский край, Пермскую, Новосибирскую, Самарскую области и Республику Башкортостан как успешные регионы в части подготовки транспортных проектов. «Качественно проработанные и конкурентные проекты находят инвесторов», – заключил Соколов.