Дорожный нацпроект рассматривает ГЧП как меру развития дорожного хозяйства

В национальный проект «Безопасные и качественные проекты», одобренный президиумом по стратегическому развитию и национальным проектам, вошел раздел об общих мерах по развитию дорожного хозяйства, которым предусмотрено активное использование механизмов государственно-частного партнерства, сообщил заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Григорий Волков, выступая на панельной дискуссии «Дороги & Деньги. Сколько нужно регионам в километрах и рублях?» в рамках Форума «Транспортная инфраструктура России».

По его словам, это направление предполагает масштабный запуск проектов в сфере фотовидеофиксации, а также создание систем автоматического весогабаритного контроля. «Большая часть этого раздела будет направлена на ГЧП, львиная доля денег будет привлекаться с рынка», – подчеркнул он. Также спикер напомнил, что особое место ГЧП-проектам будет уделено и в проекте комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, в том числе в приоритете – российские участки транспортного коридора «Европа – Западный Китай», ВСМ «Москва – Казань», мост через Волгу с обходом Тольятти, предложенный Самарской областью и др.

Отмечая проблемы дорожной инфраструктуры регионов модератор дискуссии, партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehiils Ольга Ревзина обозначила, что даже крупные проекты, реализуемые субъектами Федерации, имеют проблемы на стадии финансового закрытия. «По крупнейшим проектам, по которым заключены концессионные соглашения, с формальной точки зрения финансовое закрытие осуществлено, но с такими отлагательными условиями, что говорить о реальном финансировании не приходится», – прокомментировала эксперт.

Позицию о готовности финансирования инвесторами региональных ГЧП-проектов представил заместитель генерального директора Первой концессионной корпорации Алан Бугулов. По его словам, одним из драйверов рынка инфраструктуры является механизм частной концессионной инициативы, в частности, в рамках этого механизма в проработке Группы «ВИС» - проекты, предполагающие вложения на 350 млрд рублей. При этом, по его мнению, увеличить объем вложений позволит четкое руководство поручениями Президента РФ, реализация концепции единого информационного окна, а также трансформация концессионных проектов в мегапроекты. «На ВЭФе «ВИС» по проекту Обхода Хабаровска подписала с китайской компанией соглашение о сотрудничестве, которое предполагает инвестиции китайской стороны не в сам проект, а в обустройство дороги, что позволит увеличить мультипликативный эффект», – пояснил он.

Исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко отметил, что большие надежды в поиске федерального финансирования на капитальное строительство регионы связывают с планом магистральной инфраструктуры и фондом развития, который, как предполагается, начнет функционировать с 2019 года. В свою очередь, среди институциональных задач, решение которых позволит реализовывать субъектам большее количество проектов, эксперт отметил способность оценивать и приоритизировать инфраструктурные потребности, доводить проект до стадии концепции, продвигать и «продавать» инвестору, выстраивать диалог с ним (особую роль играет повышение компетенций), а также иметь четкий алгоритм.